Церковь

Во главе церкви стоял назначаемый византийским патриархом митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами — епархиями. Причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.

Однако русская церковь находилась в юрисдикции Константинопольской патриархии (вплоть до 1448 г.) и формально ей подчинялась. Это была самая большая митрополия по территории и численности прихожан.

Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о ее материальном обеспечении. По распоряжению князя Владимира в конце Х века в церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов - десятина. С развитием феодального землевладения взамен десятины государство предоставило церкви ряд постоянных источников дохода: право собственности на обширные территории — «вотчины», которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на местных крестьян; освобождение священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей.

В конце Х в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находился особый класс лиц, который повиновался не князю, а церкви: иерархи, священники, монахи, церковнослужители; лица, призреваемые церковью — старые, увечные, больные; изгои; церковные холопы, перешедшие в дар церкви от светских владельцев и пр.

Таким образом, светская и духовная власть на Руси существовали автоном­но. Гос.власть способствовала распространению хри­стианства, но и согласовывала свою деятельность с установками церкви. Православие определяло духовные основы развития древнерусского госуправления, права и правосознания. Сама церковь становится к XII в. важнейшим субъектом управления, но в отличие от католицизма не вмеши­вается непосредственно в дела светской власти, что соответство­вало восточно-христианской правовой культуре.


Лекция 4. Государственное управление Руси в удельный период (XII – XIII вв.)

1. Причины феодальной раздробленности.

2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.

а) Владимиро-Суздальская земля.

б) Галицко-Волынская земля.

в) Новгородская и Псковская республики.

3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: