Выборы в новый парламент (1993г.) дали неожиданный результат. Считавшаяся проправительственной, пропрезидентской партия «Выбор России», которую возглавлял Егор Гайдар, получила 15,5% голосов избирателей, Компартия России — 12,4%. Неожиданным фаворитом выборов стала ЛДПР, получившая около 23% голосов. В итогах выборов проявилась нараставшая усталость общества от тягот экономических реформ, которые ассоциировались с Правительством Гайдара.
Следующие выборы имели сходные результаты. Расстановка политических сил опять складывалась не в пользу Президента и Правительства. Дума оказалась еще более «левой», чем ее предшественница. Правительственная партия «Наш дом - Россия» потерпела еще более сокрушительное поражение, чем пропрезидентский блок «Выбор России» Е.Гайдара.
В стране развернулась подготовка к выборам Президента РФ, которые происходили в два этапа 16 июня и 3 июля 1996г. Эти выборы стали серьезным испытанием для политической конструкции государства, определенной Конституцией 1993 г. Сильно сдавший, постаревший, утративший значительную часть общественной поддержки Ельцин оставался символом необратимости реформ, прошедших в стране в 90-е гг. На выборах 1996г. на политическую сцену едва ли не впервые вышел крупный российский бизнес. Победу все-таки одержал Б.Н. Ельцин.
|
|
Период 1996–1999 гг. ознаменовался неоднократной сменой членов правительственного кабинета, крупнейшим в стране экономическим кризисом августа 1998 г., который привел к отставке правительственного кабинета Кириенко, крахом многих коммерческих банков, растущим внутренним и внешним долгом государства. Главой правительства становится Примаков, который находился на этой должности с августа 1998 по май 1999 гг. Правительство Примакова было первым после 1993 г., пользовавшимся поддержкой большинства Федерального Собрания и отчасти отражало расстановку политических сил в Государственной Думе.
Т.о., в 90-е гг. произошли важные изменения в составе властной элиты. Прежний номенклатурный принцип, 70 лет связывавший людей во власти, был разрушен. На смену ему пришли совершенно иные принципы комплектования. Расширились границы слоя гос.чиновников. В нем можно выделить несколько уровней. Первый уровень — федеральное чиновничество (примерно на 70% представлено выходцами из советско-партийной номенклатуры). Однако оно отличается от старой горбачевской элиты. Новая элита моложе и более образована. Новым явлением власти стало несравненно более важное значение региональных элит. Прежняя номенклатурная ответственность перед «вышестоящими» и «демократический централизм» остались в прошлом. Резко сузился состав представительных органов на региональном уровне. Но выросла зависимость местных элит от местных промышленников, финансовых центров, активизировались лоббистские устремления части депутатского корпуса.
|
|
Все более важную роль во власти играет бизнес. Влияние его на власть носит многосторонний характер: непосредственное участие в политической борьбе, в ходе президентских выборов; рекрутирование представителей бизнес-элиты во власть; создание лоббистов в депутатском корпусе, финансирование избирательных кампаний и СМИ, и формирование необходимых политических установок в общественном сознании; переход представителей органов исполнительной власти в частный крупный бизнес и т.д.