Общий источник выработки взглядов и позиций. Школа принадлежала к сторонникам талассократии, т.е. опора на морские силы.
Англо-американской школе свойственны подчеркнутый прагматизм и военно-стратегический уклон. Пытались превратить геополитику в жестко-инструментальное знание, пригодное для разработки крупномасштабной стратегической концепции.
Основные направления мысли англо-американской школы.
Зачинатели – Хэлфорд, Маккиндер, создатели теории «Хартленда».
Жесткое разделение на сухопутные и морские державы. Концепция его противоречива.
Адмирал Альфред Мэхэн (1840-1914), США.
Основное занятие – изучение роли военно-морского флота в морских действиях.
«Влияние морской силы на историю» – решающая роль контроля над морскими коммуникациями.
Пафос его работ – господство на море как решающий военный фактор.
В 1984 году Мэхэн получает звание профессора Оклэнда и Кэмбриджа.
Его английским «двойником» является адмирал Филипп Коломб.
Мэхэн активно участвовал в реализации стратегических целей США (1893-1895 – командование крейсером «Чикаго» у берегов Европы).
|
|
Стратегическое значение – поддержка сепаратистского мятежа в Панаме (1903).
Посредничество в заключении мира между Россией и Японией (Т. Рузвельт – ученик Мэхэна; проводник «дипломатии канонерок»).
1900-1914 – период усиления гонки морских вооружений.
Влияние концепций Мэхэна испытали даже сухопутные державы (Германия (адмирал Тирпиц), Япония, СССР).
Мэхэн подчеркивал тесную взаимосвязь военного и экономического аспекта морских сил. Морская торговля уже несколько веков являлась инструментом аккумуляции богатств, способом захвата колоний, развитием навигации. Это приводило к колоссальному обогощению морских держав. Военно-морской флот выступает как гарант и защита морской торговли.
Мэхэн подчеркивал, что результативно только создание больших флотов для возможного блокирования сухопутных держав с моря.
Основа концепции Мэхэна:
1. Наличие ВМФ.
2. Наличие торгового флота.
3. Наличие и создание новых военно-морских баз.
Факторы, определяющие предрасположенность государств к морским силам:
- от географического положения;
- от конфигурации береговой линии;
- количество населения;
- размеры государства (морские силы предполагают осуществление глобальной миссии);
- национальный характер (отмечал морскую тягу у англичан);
- политические факторы, способствующие мобилизации всех ресурсов нации на создание мощного военно-морского флота.
Россия имеет мало удобных выходов к морским коммуникациям (Северный ледовитый океан, северная часть Тихого океана).
|
|
Этапы стратегии Мэхэна:
1. Особое значение придавал Карибскому бассейну США.
2. Подчеркивал важное значение в организации опорных баз в ключевых точках, контролирующих мировую ситуацию.
1897 год:
- программа морского контроля;
- активное сотрудничество США с Британской морской державой;
- противодействие морским притязаниям континентальных держав;
- бдительный контроль над Японией и Китаем;
- координация совместных действий европейских государств для контроля над Азией.
Мэхэн считал очень вероятным коалицию США, Англии, Японии и Германии против России и Китая.
Мэхэн предсказал возрастание роли США на морских просторах. США – не держава крайнего востока, а держава крайнего запада. Развивал принцип «Анаконды» (адмирал Макклеллан) – организация плотной морской блокады с вхождением флота в речные артерии.
Он перенес этот тактический прием в стратегическую плоскость для борьбы США за мировое господство (Союзная интервенция в России).
Идеи Мэхэна современны и сейчас. Наличие американского флота в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии, Персидском заливе.