Фрагмент фригийской терракоты с изображением кентавра

Фригийская керамика

ло городов. Славится фригийская столица: город Гордион на берегу реки Сангария (совр. Сакарья), названный так в честь легендарного царя Гордия, которого греки считали основателем Фригийского царства. Это был мощный город-крепость со стенами, сложенными из камня и сырцового кирпича, с широкими воротами и большими крепостными бастионами.

Политическая история Фригии этого периода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении греков и римлян, хотя сейчас найдены и надписи Гордия и его сына Мидаса на восточных

рубежах государства. Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым

землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на царство. Труд земледельца традиционно пользовался уважением во фригийском обществе: за кражу быка или земледельческого орудия полагалась смерть. В легенде рассказывалось и о повозке Гордия, на ярме которой был завязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни. Из уст в уста передавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет владыкой Азии. Когда этот узел показали Александру Македонскому, тот ударом меча разрубил его и... завоевал Азию.

Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII— начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в результате жестокой междоусобицы, возникшей после смерти Гордия. Мидас покровительствовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, был в контакте с греками. Греки приписывали ему строительство в центре государства города Анкиры (в будущем турецкой столицы Ан- кары). А на востоке Малой Азии археологи обнаружили «Город Мидаса»: расположенную на четырех холмах


крепость с царским дворцом и городское поселение, защищенное от врагов скальными отрогами. В обстановке

напряженной борьбы за Восточносредиземноморское побережье Фригия часто


блокировалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгромить своих противников поодиночке. В летописи Саргона II говорится об успеш- ной борьбе против Мидаса. Во время боев в горной местности ассирийские войска захватили 3000 крепостей,

10 городов, 2400 пленников и большую добычу. Мидас был вынужден признать власть Ассирии и принести ей дань. Это было продиктовано еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э. резко ухудшилось: на западных и северо-западных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обрушились племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать.

Борьба с Ассирией и киммерийцами принимала все более затяжной характер, тем более что былые союзники либо выбывали из нее, попав под власть ассирийцев, либо усиливались, вели самостоятельную игру и становились врагами Фригии (как, например, Урарту).

В итоге при Асархаддоне в 60-е годы VII в. до н. е. Ассирия стала числить Фригию среди своих провинций. Но это было номинальное приобретение, ибо подлинными хозяевами ее оказались орды кочевников: киммерийцев и треров. Вероятно, в это время, потерпев от них поражение, покончил жизнь самоубийством царь Мидас (возможно, II), а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось. Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу.

Фригийская культура имеет ряд важных достижений. Фригийцы создали алфавитную письменность. У нее много общего с греческой системой письма, и до сих пор в науке остается спорным вопрос, фригийцы ли заимствовали у греков алфавитное письмо или греки через посредство фригийцев познакомились с алфавитом

древневосточных народов. Произведений фригийской литературы не сохранилось, но упоминания о них

имеются у греческих авторов.

В религии фригийцев выделяется фанатичное почитание культов Великой Матери богов и ее возлюбленного

— бога Аттиса, символизирующих силы природы, ее плодородие, что несомненно имеет аналогии и, возможно,

преемственность с подобными же религиозными воззрениями хеттов.

Материальная культура, изобразительное искусство фригийцев известны по материалам археологических раскопок. Широко было распространено сооружение скальных построек, особенно храмов и гробниц. Так называемая гробница Мидаса сооружена в скале, и ее фасад оформлен в виде жилого дома. Искусство представлено оригинальными терракотовыми рельефами, яркой многоцветной росписью керамики, печатями, скульптурой и др. Интересна найденная Богазкёе целая скульптурная группа из известняка, изображающая фригийскую богиню с двумя музыкантами, играющими на кифаре и двойной флейте. В Восточном Средиземноморье знали фригийскую музыку и использовали созданные фригийцами музыкальные инструменты (например, флейту). Фригийская «мода» (плащи, туники, головные уборы) была очень популярна в Греции. Некоторые знаменитые фригийцы (цари Гордий и Мидас, мальчик-пастух Ганимед, ставший виночерпием Зевса на Олимпе, трагически погибший флейтист Марсий и др.) стали персонажами греческой мифологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: