Фригийская керамика
Политическая история Фригии этого периода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении греков и римлян, хотя сейчас найдены и надписи Гордия и его сына Мидаса на восточных
рубежах государства. Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым
землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на царство. Труд земледельца традиционно пользовался уважением во фригийском обществе: за кражу быка или земледельческого орудия полагалась смерть. В легенде рассказывалось и о повозке Гордия, на ярме которой был завязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни. Из уст в уста передавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет владыкой Азии. Когда этот узел показали Александру Македонскому, тот ударом меча разрубил его и... завоевал Азию.
|
|
Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII— начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в результате жестокой междоусобицы, возникшей после смерти Гордия. Мидас покровительствовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, был в контакте с греками. Греки приписывали ему строительство в центре государства города Анкиры (в будущем турецкой столицы Ан- кары). А на востоке Малой Азии археологи обнаружили «Город Мидаса»: расположенную на четырех холмах
крепость с царским дворцом и городское поселение, защищенное от врагов скальными отрогами. В обстановке
напряженной борьбы за Восточносредиземноморское побережье Фригия часто
блокировалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгромить своих противников поодиночке. В летописи Саргона II говорится об успеш- ной борьбе против Мидаса. Во время боев в горной местности ассирийские войска захватили 3000 крепостей,
10 городов, 2400 пленников и большую добычу. Мидас был вынужден признать власть Ассирии и принести ей дань. Это было продиктовано еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э. резко ухудшилось: на западных и северо-западных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обрушились племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать.
|
|
Борьба с Ассирией и киммерийцами принимала все более затяжной характер, тем более что былые союзники либо выбывали из нее, попав под власть ассирийцев, либо усиливались, вели самостоятельную игру и становились врагами Фригии (как, например, Урарту).
В итоге при Асархаддоне в 60-е годы VII в. до н. е. Ассирия стала числить Фригию среди своих провинций. Но это было номинальное приобретение, ибо подлинными хозяевами ее оказались орды кочевников: киммерийцев и треров. Вероятно, в это время, потерпев от них поражение, покончил жизнь самоубийством царь Мидас (возможно, II), а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось. Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу.
Фригийская культура имеет ряд важных достижений. Фригийцы создали алфавитную письменность. У нее много общего с греческой системой письма, и до сих пор в науке остается спорным вопрос, фригийцы ли заимствовали у греков алфавитное письмо или греки через посредство фригийцев познакомились с алфавитом
древневосточных народов. Произведений фригийской литературы не сохранилось, но упоминания о них
имеются у греческих авторов.
В религии фригийцев выделяется фанатичное почитание культов Великой Матери богов и ее возлюбленного
— бога Аттиса, символизирующих силы природы, ее плодородие, что несомненно имеет аналогии и, возможно,
преемственность с подобными же религиозными воззрениями хеттов.
Материальная культура, изобразительное искусство фригийцев известны по материалам археологических раскопок. Широко было распространено сооружение скальных построек, особенно храмов и гробниц. Так называемая гробница Мидаса сооружена в скале, и ее фасад оформлен в виде жилого дома. Искусство представлено оригинальными терракотовыми рельефами, яркой многоцветной росписью керамики, печатями, скульптурой и др. Интересна найденная Богазкёе целая скульптурная группа из известняка, изображающая фригийскую богиню с двумя музыкантами, играющими на кифаре и двойной флейте. В Восточном Средиземноморье знали фригийскую музыку и использовали созданные фригийцами музыкальные инструменты (например, флейту). Фригийская «мода» (плащи, туники, головные уборы) была очень популярна в Греции. Некоторые знаменитые фригийцы (цари Гордий и Мидас, мальчик-пастух Ганимед, ставший виночерпием Зевса на Олимпе, трагически погибший флейтист Марсий и др.) стали персонажами греческой мифологии.