Урарту памятники. являются постройки в городах Тейшебаини и Ир-пуни (территория совр

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




являются постройки в городах Тейшебаини и Ир-пуни (территория совр. Армении) и, в особенности, храм божества Халди в Мусасире. Он отличался небольшими размерами и помещался на высокой платформе. Храм имел двускатную крышу и фрон­тон, увенчанный копьем. Стены его были увешаны


декоративными бронзовыми щитами; фасад укра­шен бронзовыми статуями воинов. К сходному типу построек относятся дверь Мгера, дверь Ашрута и др. малоазийские памятники на территории между озерами Ван и Урмия, во Фригии, Пафлагонии и Ликии. Многие постройки заставляют предпола­гать существование развитой деревянной архитек­туры. Разнообразные погребальные сооружения от­ражают влияние многих традиций: микенской, египетской, месопотамской (гробницы царя Алиата и гробница Тантала, представляющие собой мощ­ные высокие башни типа пирамиды или зиккура-та). Однако декор многих сооружений резко отли­чается от древневосточного. Так, на двери Мидаса изображен фасад с треугольным фронтоном, укра­шенный вокруг стены орнаментальным фризом, на­поминающим античные мотивы.

Другие архитектурные У. п. отмечены непосред­ственным влиянием ассирийского, месопотамского и анатолийского зодчества, но в них проявляется творческая переработка оригиналов. Так, двенад-цатиколонный портик в храме бога Халди в Му­сасире предвосхищает ахеменидскую ападану и одновременно напоминает зал дворца хеттской столицы Хаттусы.

Средоточием древних У. п. является Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана, где было най­дено большое количество вещей и некогда находи­лась крепость Тейшебаини. Большинство вещей имеют надписи на урартском языке, выполненные клинописью. Многие из них созданы задолго до ос­нования Тейшебаини и перевезены из более древ­него центра — Ирпуни (Эребуни).

Заметное родство с искусством Ассирии обнару­живают памятники урартской монументальной живописи: это стенные росписи по белому фону, выполненные яркими минеральными красками (красной, синей и черной). Композиция их подчине­на обычному для ассиро-вавилонского искусства принципу пояса-фриза. Стенные росписи Тейшеба­ини отчасти сохранились. После нанесения конту­ров росписи выполнялись ярко-красной и светло-желтой охрой, широко использовалась яркая синяя краска-глазурь. Полосы нарядного, в не­сколько рядов орнамента, сочетающего геометри­ческие и растительные мотивы, перемежались с фигурками животных, стоящих возле орнамен­тальных четырехугольников (возможно, они имели ритуальный смысл) или стилизованного Древа жизни. Поза и характер изображения животных чрезвычайно близки по стилю вавилонским фри­зам с крылатыми львами и быками. Роль живописи очень велика: она нередко заменяет рельефы. Храм Тейшебаини, напоминающий по композиции ассирийские дворцы с ападаной, также был




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: