Пути становления
профессии «социальный педагог»
1.Стабилизация нормативно – правовой базы.
2. Профессиональное самоопределение специалистов.
3. Методическое обеспечение социально-педагогической деятельности.
1. (5) Стабилизация нормативно – правовой базы:
- рост и укрепление статуса социального педагога ОУ как специалиста по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка;
- создание и обобщение опыта СПД как основа развития её нормативных основ;
- уточнение состава профессиональных ролей и границы компетенции социального педагога;
- чёткая постановка делопроизводства как показатель профессионализма социального педагога.
И так, стабилизация нормативно – правовой базы:
Надо вспомнить, что в конце 80-х должность социального педагога была заявлена как альтернатива должности учителя, то есть все, кто не учителя должны были стать социальными педагогами. Например: с.п. по физической культуре, с.п. по художественному творчеству, по организации детского движения и тому подобное. Большинства экспертов не приняли этот вариант, и был предложен другой, который родился на основе изучения зарубежного опыта социальной работы.
|
|
Но по разным регионам прокатилась волна решений Администрации, связанных с катастрофическим положением невыполнения «Закона о всеобуче», и системе образования потребовался специалист, который будет вести учёт детей школьного возраста в микрорайоне школы, чтобы отслеживать их движение. Это мог бы делать только педагог, умеющий работать с семьёй и другими социальными институтами.
Так в 1991 появились первые документы о введении в рубрикатор страны социального педагога, наряду со специалистом по социальной работе и социальным работником. С тех пор с.п. стал незаменимым человеком в школе, и для директора и для родителей, и для специалистов других ведомств, которые вступают в контакты со школой по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка.
· Теперь о создании и обобщении опыта СПД на определённой нормативно-правовой основе. Почему я так подробно останавливаюсь на этом, потому что все двадцать лет и сегодня, в том числе, существовала угроза сохранению статуса и определению границ компетенции социального педагога. Заметьте, при этом сначала происходит размывание границ компетенции с.п. или разделение его ответственности с кем-то, а далее, как вероятность, сохраняется угроза незаметного растворения в небытии самой специальности. Так проходила до сих пор в школах сокращение должности с.п. Имею ли я основание так заявлять? Да, только потому, что могу констатировать: нет достаточной нормативной базы, то есть законодательных норм для чёткого определения специальности по СПД и документов закрепляющих статус специалиста.
Поэтому мы старались проявлять много инициатив и самостоятельности, учитывая социальные ожидания родителей, учителей, администрации. Мы развивали нашу специальность, не забывая о том, что нам даны права, для того, чтобы лучше выполнять свои обязанности.