double arrow

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

КРИТИКА БУРЖУАЗНОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Глава VI

Буржуазное религиоведение сложилось в концеXIX в. Оно выступило под флагом «нейтрального», «объективного» изучения религиозных явлений, не связанного с той или иной религиозной доктриной и конфессией. К этому времени многие общественные науки (история, этнография, лингвистика) накопили значительный материал о религиях различных народов и эпох. Буржуазное религиоведение пыталось использовать его при создании определенных теоретических концепций. Некоторые известные буржуазные религиоведы конца XIX — начала XX в. (Э. Тэйлор, Дж. Леуба и др.) субъективно были настроены против религии и пытались объяснить ее происхождение и историческое развитие с позиций разума и науки. Они собрали и обобщили обширный фактический материал по истории различных религий, поставили ряд важных теоретических проблем. Однако идеалистическая методология, в плену которой они оставались, не позволила им дать научное объяснение происхождения и сущности религии.

В период общего кризиса капитализма в буржуазном религиоведении почти исчезли идеи свободомыслия и ан-

тиклерикализма. Усиление реакционных тенденций в буржуазной идеологии нашло отражение и в религиоведе-нии, где стали преобладать иррационалистические и откровенно фидеистические концепции. Некоторые отрасли буржуазного религиоведения смыкаются с богословием, другие все чаще используются религиозными организациями в целях выработки наиболее эффективных путей и средств религиозного воздействия на людей.

Современное буржуазное религиоведение включает историю религии, философию религии, социологию религии и психологию религии.

Первые попытки изучения истории религии с «внеконфессиональных» позиций были предприняты в XVIII в. Однако отсутствие материала не позволило создать сколько-нибудь полную картину исторического развития различных религий. Положение существенно изменилось во второй половине XIX в., когда развитие археологии этнографии, лингвистики и других наук впервые ввело в научный оборот огромное количество фактов о возникновении и развитии религий различных племен и народов. В началеXX в. появились труды по истории религии П.-Д. Шантепи де ла Соссея, А. Бертоле, Ф. Лемана, Г. Мура и др. С 1900 г. собираются международные конгрессы по истории религии. На VII конгрессе в Амстердаме (1950 г.) была основана Международная ассоциация по изучению истории религии, которая издает специальный журнал «Нумен».

Буржуазной истории религии присущи все недостатки буржуазной историографии. Скрупулезное внимание к отдельным фактам, использование новейших методов исследования исторических источников сочетаются в ней с беспомощностью в решении общих теоретических и методологических проблем.

Методология большинства буржуазных историков религии проникнута фидеизмом, иррационализмом и теологией. Например, бывший президент Международной ассоциации по изучению истории религии и редактор журнала «Нумен» голландский профессор Г. Блейкер пытался обосновать так называемую энтелехическую концепцию религии. По его мнению, в основе всякой религии лежит «творящая сила духа», определяющая развитие религии, а вместе с тем историческое и культурное

развитие человечества. Так в историю религии вносится откровенная теология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: