Вопрос № 26

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества. Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений общества.

Цивил. характеризуются уровнем развития техники и чел. как технологического субъекта. Зависит от распространенности орудий производства, в первую очередь машин. В последнее время наша цивилизация рассматривается как технотронная, индустриальная. Это связано в первую очередь с развитием техники.

Техника и технология - основные понятия фил. техники. Техника в качестве понятия имеет два смысла. 1. орудия и инструменты труда, любые искусственные сооружения (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окр. среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов для удовлет. разл. потребностей. 2. система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

История становления современного чел. связана с историей развития и усложнением техники.

Проблема рациональности является одной из тех проблем, которые возникают при исследовании самых различных сфер человеческой деятельности.

В широком смысле рациональность - это соответствие деятельности, разумным (рассудочным) правилам.

Научную рациональность понимают, как соотношение познания с образцами, логическими и методологическими нормами. Ядро проблемы вокруг которой ведутся споры состоит в характеристике и природе истинного знания.

1) Позитивистская мысль. Решение проблемы научной рациональности напрямую связано с поиском "истиной" науки.

2) Неопозитивистская ("венский кружек" 1922) идея научной рац-ти заключалась в сводимости применения теоретического уровня знания к эмпирическому.

Рост проблемы научной рациональности был вызван тем, что сильные изменения претерпела структура науки. Наука превратилась в производительную силу общества. В результате в центре внимания оказалась проблема цели и методов научного поиска, т.е. проблема научной рациональности. М. выделились два этапа 1) преобладание естественно-научного метода, 2) гуманитарного подхода.

Разработку вопроса оценки рац-ти взял на себя Карл Попер. К.П. представляет себе науку как последовательность не теорий, а научных проблем. Любая теория представлена как решение проблемы. Инструментом рационального познания выступает ситуационная логика.

Лакатос - его заслугой является то, что он расширил понятие рациональности за счет отступления от теоретических форм к необходимости эмпирических подтверждений. Л. - постпозитивист.

Основная заслуга в разработке проблемы научной рациональности, является расширение этого понятия за счет подчинения корректной организации опыта соц-культурным и психологическим факторам.

Из отечественных философов вклад в проблему научной рациональности внесли - Грузнов, Пружинин, Кизима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: