Семинар 5. Образ мира в живописи ХХ века.
Семинар 4. Художники русского авангарда.
Семинар 3. Традиции и новаторство в творчестве московских художников конца Х1Х – начала ХХ века.
1.Тема Москвы и Петербурга в русской культуре Х1Х века. Художественная атмосфера древней столицы.
2.Новаторское решение бытового жанра в творчестве А. Архипова и С. Иванова.
3.А. П. Рябушкин.Новизна трактовки исторического жанра: от трагедии и драмы к поэтизации повседневности.
4.Особенности художественного метода М. Нестерова.
5.К. Коровин – «декоративный импрессионизм».
6.Традиции и новаторство в творчестве В.А. Серова.
Контрольное домашнее задание: анализ одного из произведений (письменно)
Литература:
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. – М., 1993.
Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. – Л., 1970.
Грабарь И.Э. В.А. Серов. Жизнь и творчество. – М., 1965.
Масалина Н.А. А.П. Рябушкин. – М., 1966.
Никонова И.И. М.В. Нестеров. 2-е изд. –, 1984.
1. Теория и практика абстрактного искусства В. Кандинского.
2. Философско-эстетические основы творчества. К. Малевича.
3.Художественный мир М. Шагала.
4. Аналитическое искусство П. Филонова.
5. Русский конструктивизм: новые принципы формообразования. Творчество В. Татлина.
На семинаре анализируются произведения художников русского авангарда. Каждый студент готовит письменный анализ одного произведения, который озвучивается и обсуждается на семинаре.
Литература:
Сарабьянов Д.В. История изобразительного искусства конца Х1Х - начала ХХ века. – М.,1993.
Турчин В.С. Абстрактное искусство. Чистые гармонии. Кандинский. Абстракция плюс романтика. // По лабиринтам авангарда. М.,1993.
Головина Л. В. Кандинский. Композиция У11. // Юный художник,1999, №8.
Дмитриева М. Художник мироздания. // Наше наследие.,1990, №3.
Сарабьянов Д.В. Малевич.- М.,2001.
Бобринская Е. Футуризм. – М..2000.
Энциклопедия. Аванта +. Т.7. - М.,1997.
Степанян Н. Русское искусство ХХ века. – М.,1999.
Марк Шагал. Альбом. – М..2000.
П. Филонов. Живопись. Графика. – Л.,1988.
Маркин Ю. Павел Филонов. – М.,1995.
Мислер Н., Боулт О. Филонов: аналитическое искусство. – М.,1998.
1. Мировоззренческие (социально-психологические и философско-эстетические) основы искусства авангарда.
2. Особенности художественного языка авангардной живописи (в сравнении с языком классического искусства).
На семинаре обсуждается и анализируется статья С.П. Батраковой Образ мира в живописи ХХ века. // На грани тысячелетий. - М.,1994.
Литература:
Батракова С.П. Образ мира в живописи ХХ века. // На грани тысячелетий. - М.,1994.
Руднев В. Словарь культуры ХХ века – М., 1995.
Юшкова О. Размышления об уходящем времени. // Искусство в школе, №3, 2002.
Турчин В.С. К пониманию авангарда. // По лабиринтам авангарда.- М.,1993.
1. Конструктивизм и функционализм в архитектуре: принципы формообразования.
2. Титаны «современной» архитектуры: Ф. Райт, Ле Корбюзъе, В. Гропиус, Мис ван дер Роэ.
3. Концепция «города-сада» в архитектуре авангарда. Социальный утопизм архитектурных проектов.
4. Плюсы и минусы авангардной архитектуры с позиций пост - современности (постмодернизма).
Литература:
Вуек Якуб Мифы и утопии архитектуры ХХ века. – М.,1990.
Западное искусство ХХ века. – М.,1978
Иконников А.В. Архитектура США. – М.,1979.
Иконников А.В. Райт. // Искусство. Приложение к газете «1 сентября»., №3,2001.
Ожегов С. Шедевры Райта. // Юный художник, №5,1998.
Орфинский В.П. Закономерности развития архитектуры. – Л.,1987.
Дангулов С. Кендзо Танге.//Иностранная литература, №7,1978.
Глазычев В. Постмодерн в аспекте социологии // Декоративное искусств, №1, 2002.