double arrow

Вопрос 2) Формирование китайской государственности

Когда неолитическую эпоху сменяет бронзовый век, появляется пашенное земледелие, колесный транспорт и формируется письменность, в Китае во второй половине 3 тысячелетия появляются элементы протогосударства.

Древнекитайская историография начинается с описания периода правления 5 императоров, которая воспринимается как золотой век мудрости.

Первым императором был Хуанди, а самые известные: Яо и Шунь. О этой пятерке описано в древних книгах, но никаких вещественных доказательств не существует. Последний император - Шунь, передал свою власть человеку, спасшему Китай от потопа, которого звали Юй. Юй основал первую в истории Китая династию Ся, передав трон своему наследнику - Ци. Династия Ся стала первой наследственной.

Из-за отсутствия достоверных источников невозможно точно говорить о существовании данной династии, но согласно преданию, последний правитель династии Ся был очень жесток, что стало причиной множеству восстаний. Одним из восставших был предводитель племени по имени Тан (впоследствии его называли Чэн Тан, что означало Тан-созидатель). Примерно в 1600г. до н.э он сверг этого императора, объединил Поднебесную под своей властью и основал новую династию Шан, впоследствии получившая название Инь и образовал столицу в г. Бо, а государство называлось Шан-Инь. Чэн Тан и его приемники были хорошими правителями. Но внезапно в стране начался кризис и чтобы исправить положение и правители начали переносить столицу, за 160 лет столицу переносили 5 раз, но положение государства не менялось. В 13 в. к власти пришел Пань-Гэн (1300-1251). Он сумел восстановить могущество государства, столицей стал город Инь.

В это время культура Луншань сменилась культурой Инь, сходства в керамике которых были немалые, мало изменился характер земледелия и сельскохозяйственные орудия. Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: Употребление бронзы, возникновения городов, появление письменности.

В Иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения - места сосредоточения ремесел, их можно считать городами. На территории города размещалась многочисленные дворцовые и храмовые здания, возводившиеся на глинобитных платформах. Эти здания поддерживались мощными колоннами, которые устанавливались на каменных или бронзовых основаниях. Появилось много специализированных производств, ремесло отделялось от земледелия. Дошедшие до нас образцы Иньской письменности представлены гадальными текстами на костях животных, панцирях черепах и деревянных планках. Гадания и жертвоприношения мог совершать только правитель, так как он считался представителем Бога на земле. Главным Богом был Шан-Ди. Умершим правителям в определенные дни приносили жертвы, так как считали, что их души еще живы.

Правитель, который назывался Ван, обладал полной властью, был верховным жрецом, военным руководителем, при нем существовал государственный аппарат, состоящий в основном из родственников. Ван и зачатки армии существовали на доходы с царских полей, другим источником дохода была дань с завоеванных племен, поэтому между племенами велись войны. Власть осуществлялась в столице и вокруг нее. Помимо центральной зоны (столица и определенная зона вокруг нее), где господствовал Ван, существовало большое количество владений со своими вождями-правителями, которые правили в периферийных зонах, признавали власть Вана, исполняли приказы, посылали дань. Они могли рассчитывать на военную помощь Вана в случае вторжения врага на их территорию. Наибольшего могущества Иньское государство достигло при Ване У-Дине, правившем во 2 половине 17 века до н.э. При нем в г.Шан были построены новые дворцы и храмы. У-Дин расширил территорию Инь. После смерти У-Дина дом Инь пришел в упадок.

Вопрос 3) Эпоха западного Чжоу (1027-771гг.)

В эпоху Шан-Инь от Иньского государства зависели многие племена, одним из таких племен было Чжоу. Это племя тюркского происхождения, которое пришло с запада в 1 половине Иньской эпохи. Чжоу, как и все другие племена входили в Иньское государство и подвергались Иньской культуре. Сила Чжоу возрастала, несмотря на то, что оно зависело от Инь, у них возникли собственные органы самоуправления. Вскоре, в 1027г. правитель Чжоу У-Ван собрал разноплеменную армию, напал на Иньское государство, захватил столицу в г. Инь, убил последнего императора династии Шан Чжоу Синя и сделал столицей город Хао, в дальнейшем переименованный в город Сиань. У-Ван основал новую династию Чжоу.

Весь период Чжоу делится на 2 этапа: западное(раннее Чжоу) 1027-771г. и восточное (позднее Чжоу) 771-221гг.

У нового правителя не было опыта управления государством, поэтому он оставил иньскую систему управления и просто занял место правителя. У-Ван поделил всю землю на наделы и раздал во власть правящим людям - Чжухоу, которые были полными хозяевами своих наделов. Они платили подати в казну и посылали военные отряды в армию Вана.

Центральная власть находилась в Сиане, ей подчинялось около 70 княжеств. Также она располагала военные гарнизоны в каждом уделе, вокруг которых жило некитайское население. Эти гарнизоны развивались, расширялись и на их местах возникали города, в которых жили чжоусы. Чжоусы называли себя 100 семейств, а местных некитайцев черноволосыми. Часть местного населения тоже жило в городах, занималось ремеслом, возникали зачатки торговли. Уже на то время у них существовало понятие денег, точнее это были раковины Каури.

Правитель Чжоу построил вторую столицу в г. Лои (нынешнее название Лоян), в которой находилась основная часть администрации. Также Лои был главным военным центром, там располагались 8 армий, но остальная часть армий (6) и администрации находились в Сиане, где находилась резиденция правителя.

Чжоусы поклонялись культу неба, солнцу, звездам, переняли Шаньскую концепцию души, что существует 2 души: душа-жизнь и душа-личность. Смерть отделяет душу-жизнь от тела, а душа-личность существует пока о ней помнят и заботятся. Обряды проводились главой семьи и священнослужители были не нужны. Большое внимание чжоусы уделяли морали, эту культуру они почерпнули из Шан-Иньской культуры и придавали ей большое значение. Они считали, что культы земли и неба были связаны и что все несчастья на земле происходят от неправильного поклонения духам. Они считали, что Тянь зы (главный бог) каждому правителю на правление государством дает мандат неба, а если правитель был плохой, то забирали его. Возникает идея последнего плохого правителя.

В эпоху Чжоу исчезают гадания, а правитель советуется с Богом напрямую. В эту эпоху широко распространяется рабство, чжухоу уже 5 поколений владели уделами и считали их своей собственностью. Более сильные уделы пытались поглотать слабые, а власть Вана не могла противостоять. В это время начинаются набеги племен хуннов в первые 10летия 8 века до н.э. В 771г. Союз северных князей выступили против Ю-Вана, атаковали Сиань, убили правителя и захватили столицу. Преемник Ю-Вана Пин-Ван бежал в г.Лоян. На этом заканчивается история западного Чжоу и начинается Восточное Чжоу.

Вопрос 4) Восточное Чжоу. (771-221)

Период Восточного Чжоу делится на два периода:

"Весны и осени" Чунь Цю (770-475г.)

"Воюющие царства" Чжань Го (475-221г.)

"Вёсны и Осени"- самый мрачный период в истории Китая, период войн, нарушения договоров и союзов, период всеобщей нищеты и голода.

В первую половину 7 века с запада в долину Хуанхэ пробираются племена иранского происхождения, племена Ди, которые нападают на владения чжухоу. Жители в среднем течении Хуанхэ, считавшие что все они объединены родственными узами противопоставляли себя варварам и назывались Хуася (или Чжуся). В это время начинается железный век, используют железную саху, в 4 веке выплавляют чугун, позже выплавляют сталь. После перенесение столицы на восток власть Вана ослабевает и практически не распространяется за пределы Лояна. Владения чжухоу становятся более самостоятельными, они развиваются и превращаются в государства. Владение правителя резко сокращается, скудеет казна, так как прекращается поступление дани от чжухоу. В первой половине 7 века заметно окрепшие уделы чжухоу начинают возвышаться и бороться за гегемонию, первым таким царством в 650 г до н.э стало Ци, его официально провозгласили гегемоном на съезде чжухоу. Но вскоре после смерти правителя Ци государство теряет этот титул и гегемоном становится крупное царство Цзинь, правитель которого - Вэнь-гун, был потомком"варваров" и в детстве сбежал из родного царства в племя Ди. Соперничество между Цзинь и Чу составляло основную линию в политической истории 7-6 в до н.э. Расширяя свое владение за счет мелких государств междуречья Янцзы и Хуанхэ Чу вмешивается в отношения на Среднекитайской равнине. Чу принимает титул Вана (несмотря на то, что уже существует чжоуский Ван в Лояне), это был первый Ван, не признающий власть Чжоу. В начале 5 века обостряется борьба между двумя царствами У и Юэ. Стремясь получить преимущество в борьбе с Чу, правитель Цзинь заключает союз с У, которое наносит поражение Юэ. Спустя 10 лет, Юэ разбивает войска соперника и становится гегемоном. Царство Цзинь разделено на 3 государства (Чжао, Вэй и Хань).

Период борющихся царств - период в истории Китая, когда власть сохранялась, но не контролировала государство (475-221г.) Этот период также знаменуется появлением железа, ирригационной системы. Царство Цинь находилось на западе Китая и по его территории проходили главные торговые пути, ведущие в Азию, также Цинь богато ископаемыми: цветной и черной металлургией. Государство Цинь очень быстро росло, так как подчиняло государство одно за другим. Население Цинь было некитайским, включало в себя тибетцев, тюрков и других. Основным противником Цинь было Чу, население которого тоже было некитайским. Царства Цинь и Чу воевали друг с другом и Цинь расширяло свою территорию. Наконец, в 256г. правитель Цинь сверг последнего чжоуского правителя и положил конец этой династии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: