Русское искусство XVII в

Шатровая архитектура

В XVI в. в русской архитектуре утверждается шатёр как важный архитектурный элемент. Первая постройка с шатром – церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Коломенское служило загородной резиденцией Ивана IV Грозного. Иван Грозный совершал много походов, по завершении каждого из которых сооружался храм. Церковь напоминает обелиск, соединяя в себе храм и звонницу. Внизу высокий цоколь, выше по спирали поднимается высокое крыльцо, вверху «четверик» (квадрат), на нём «восьмерик» (восьмиугольник), затем шатёр, включающий вертикальные и спиральные линии, передающие и лёгкость, и сжатость объёма. Всё завершается декоративной главкой. Этот храм очень сильно отличался от прежних; его авторы предположительно итальянцы.

Шатёр пришёл из западной традиции (готика) и русской деревянной архитектуры.

Внутри шатра церкви Вознесения и других храмов XVI в. пустое пространство со сводом и иногда с росписью – изображением Христа. К началу XVII в. это пространство исчезает, появляется плоский потолок.

Другой шатровый храм – храм Покрова на Рву (Василия Блаженного, 1555-1560 гг.). Архитекторы Постник и Барма. Внутреннее пространство включает центральный храм с шатром и восемь разновеликих храмов, посвящённых разным святым, соединённых с центральным тесными проходами. В XVI в. разноцветным был один шатёр; цветные изразцы появились только в XVII в. Храм представляет собой синтез каменной и деревянной архитектуры и знаменует переход от религиозного мировосприятия к мирскому (т.е. к «красивости»). Современники считали его вершиной человеческого творчества (по легенде, Иван III распорядился выколоть архитекторам глаза, чтобы они не построили ничего лучше).

Храм Василия Блаженного в Москве.jpg

Со времён принятия христианства семь веков искусство было целиком религиозным. Рубежом стал XVII век, когда на Руси закончилась эпоха религиозного искусства и началась эпоха искусства светского. В Европе аналогичные перемены наступили гораздо раньше, в XV-XVI вв., когда там произошли религиозные революции и войны. Ереси и бунты на Руси были менее ярко выражены, но своеобразным аналогом европейской Реформации стал Раскол церкви в эпоху патриарха Никона. Объективно Реформация ускорила социально-экономическое развитие Европы. Русь подталкивал к переменам запад, но не напрямую, а опосредованно. К России были присоединены части Украины, Белоруссии, Прибалтики, испытавшие на себе влияние Реформации; усилился культурный с Западом (приезжали художники, привозились произведения искусства). Итак, XVII в. – век обмирщения русской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: