double arrow

Воспитательная работа


В условиях летнего лагеря-санатория логопедичес­кая и воспитательная работа, неразделимо перепле­талась, и лишь общим режимом предусматривалось преимущество логопедических мероприятий в первую половину дня, а воспитательных—во вторую, т. е. если от завтрака до обеда лагерь-санаторий представлял собой санаторий для больных детей, то после тихого часа он напоминал несколько своеобразный пионерс­кий лагерь.

Наше педагогическое наблюдение за заикающими­ся детьми подтверждает мнение о том, что у большин­ства детей речевой недуг так или иначе сказывается на их поведении, поэтому организации и осуществле­нию воспитательных мероприятий в логопедическом лагере-санатории мы придавали особое значение.

Формы воспитательной работы с детьми в группах были многочисленными и разнообразными: одноднев­ные походы, прогулки в лес за ягодами, за грибами, знакомство с природой родного края, выходы на реч­ку, различные турниры и соревнования, работа на участке, самообслуживание и поддержание порядка на территории и в помещении, ручной труд и разнообраз­нейшие игры, чтение, беседы, просмотр кинофильмов, подготовка и проведение концертов самодеятельнос­ти, пионерский костер и многое другое.




Мероприятия по организации детского коллекти­ва во многом соответствовали условиям пионерских ла­герей. Так, в каждой группе были выбраны старосты, санитарные тройки, соблюдалась очередность де­журств по палатам и рабочим комнатам. Каждая груп­па имела свой уголок со списками детей, перечнем требований речевого режима, расписанием дежурств,режимом дня и пр.

На утренней линейке всего лагеря-санатория после подъема флага дети рапортовали о состоянии дел в группах за прошедший день, происходила пе­редача дежурств по санаторию, обсуждались текущие дела.

В лагере-санатории выпускались детские стенные газеты, велось «Зеркало чистоты» и т. п.

Большое внимание уделялось развитию детской художественной самодеятельности, имеющей огром­ное значение в лечебно-педагогической работе с заикающимися детьми. Элементы ее включались обя­зательно и в логопедические и логоритмические заня­тия. За весь цикл лечения дети по группам подготав­ливали по два концерта: один в середине курса, другой в конце его.

Первое художественное выступление детей про­водилось в форме вопросов и ответов и носило харак­тер вечера вопросов и ответов, литературной, геогра­фической или математической викторины, вечера за­гадок. К дню этого торжественного события в группе дети празднично украшали зал, готовили соответству­ющие декорации и костюмы, рассылали приглашен­ным входные билеты. В день выступления дети были полными хозяевами в зале: следили за порядком, вы­ступали, отмечали победителей по числу правильных ответов. В вечере вопросов и ответов принимали уча­стие все дети группы.



Цель первого выступления каждого ребенка за­ключалась в подведении итогов его речевой работы. Удачное выступление ребенка в подобных сложных условиях (а каждое выступление тщательно продумывалось логопедом и воспитателем, подбирался матери­ал соответственно речевым возможностям ребенка, репетировался им) — служило темой для психотерапев­тической беседы с ним, вселяло в ребенка веру в свои силы и возможности, являлось прекрасным стимулом к дальнейшей работе над собой.

Участвуя в художественном выступлении дети проходили своеобразный экзамен на проверку проч­ности у них новых речевых и поведенческих навыков в сложных для них условиях. Результаты этого экзамена использовались логопедами в дальнейшей работе с ними.

Второй концерт — заключительный — давался детьми каждой группы при выписке, для приехавших за ними родителей.

Цель заключительного концерта — а в нем исполь­зовались отрывки из пьес, интермедии, сценки, стихо­творения и пр.— состояла в своеобразном отчете пе­ред родителями о результатах лечения их детей в лагере-санатории.



Заключительный концерт проводился нами по сле­дующей схеме:

1. Краткое сообщение логопеда о целях детских вы­ступлений.

2. Прослушивание родителями первичной магнито­фонной записи речи детей, сделанной при их по­ступлении в лагерь-санаторий и одной из по­следних записей, отражающей их речь в настоящее время на логопедических занятиях.

3. Детские художественные выступления.

4. Беседа логопеда с родителями о результатах лече­ния детей, советы, рекомендации по дальнейшей их работе в домашних условиях.

Кроме этих двух обязательных для всех детей ху­дожественных выступлений нами подготавливался один общий концерт детской художественной самоде­ятельности, состоящей из лучших номеров групп. Этот большой концерт дети давали в заключение своего летнего лечения и отдыха для местных жителей и кол­хозников в их сельском клубе. Перед началом концер­та логопед проводил небольшую беседу о заикании у детей, его лечении и предупреждении.

Нужно отметить, что заикающиеся дети с особен­ной охотой и удовольствием готовятся к концертам: мастерят костюмы и маски, сооружают бутафорию, заучивают роли, репетируют. А их удачное выступле­ние — это сильное психотерапевтическое средство для них самих и для их сверстников, прекрасная профи­лактика заикания и пропаганда логопедических знаний для населения.







Сейчас читают про: