Логопедическая работа

Общим режимом лагеря-санатория в первую по­ловину дня ежедневно, кроме воскресенья, предусмат­ривалось 3 часа на логопедические и логоритмические занятия. Продолжительность групповых занятий со­ставляла 45 минут, у дошкольников — 20 — 25 минут. Логопедические занятия носили форму дидактической или подвижной игры, изучения школьного программ­ного материала или его повторения, составления рас­сказа по картинке или пересказа прочитанного, дис­пута по прочитанной книге или конкурса на лучшее составление рассказа по личным воспоминаниям, про­смотра диафильма с последующим его обсуждением или чтения по ролям, беседы на тему воспитания му­жества, смелости, аккуратности, трудолюбия, правди­вости и т. п. или разучивания хоровых песен, танцев, упражнений на координацию движений с речью и т. д.

Содержание логопедического занятия определя­лась речевыми возможностями детей. Строго соблю­дался принцип последовательного усложнения выра­ботки и закрепления новых правильных навыков речи и поведения у детей.

Основными ориентирами в последовательной ра­боте логопеда служили общеизвестные ступени: сопря­женная и отраженная речь, ответы на вопросы и т. д. И хотя мы отказались от формального использования этих ступеней вне зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, однако придавали решающее значение именно продуманной последовательности в работе с заикающимся ребенком. Опыт убеждает нас, что непоследовательное, неоправданное перескакива­ние с одного этапа логопедической работы на более сложный нередко ведет к срыву всей медико-педагогической работы с заикающимся ребенком и рецидиву заикания. В результате ребенок, а тем более подросток, теряет веру в логопеда и в свои силы и возможности.

При закреплении у заикающихся детей новых навыков постоянно использовалась целая система по­следовательно усложняемых моментов. В этой системе предусматривалось не только постепенное усложнение речевого материала, но и обстановки, в условиях кото­рой этот речевой материал использовался. Параллель­но с усложнением речевого материала разнообрази­лись и условия, в которых протекало это закрепление: менялись места занятий, на занятия приглашались посторонние люди, организовывались выступления детей перед большой аудиторией слушателей и т. д.

Одним из проявлений этой системы последователь­но-усложняемых моментов в логопедической работе с заикающимися детьми являлся и сам принцип органи­зации ежедневных логопедических занятий. Так, на первом занятии в группах с детьми проводились целенаправляющие психотерапевтические беседы, закреп­ление уже усвоенного детьми материала, подготови­тельные артикуляторно-голосодыхательные упражне­ния; на втором занятии — всегда использовался новый речевой материал или новые условия, в которых он применялся; на третьем — проводились речевые игры; логоритмика, драматизация и т. п.

Одновременно воспитывалось умение правильно оценивать свои речевые возможности, умение владеть собой и преодолевать при помощи логопедических приемов замеченные у себя неправильности в пове­дении и речи. С этой целью, в частности, проводились специальные микрофонные занятия обучающие ре­бенка правильному анализу собственной речи и со­поставляющие его речь в настоящее время с той, которая у него была зафиксирована при поступлении на лечение.

Наши наблюдения показывают, что использование магнитофона на логопедических занятиях повышает ответственность детей за свою речь, активизирует их внимание и наблюдательность; регулярные микрофон­ные занятия действуют на волю заикающегося ребенка дисциплинирующие, заставляют добиваться определенной цели, вызывают у него заинтересованность и вносят разнообразие в логопедические занятия.

В системе начальных логопедических мероприятий в лагере-санатории активно использовался период максимального ограничения речи детей (молчание, шепотная речь и др.), а также рече-ручной режим.

Логопедические занятия с детьми носили как груп­повой, так и индивидуальный характер, когда прихо­дилось иметь дело с особо сложными случаями заика­ния у детей, сопровождавшегося расстройствами их психики или фонетической стороны речи. Преимуще­ственно индивидуальный характер на определенном этапе носила также коррекционная работа с детьми с неправильным звукопроизношением.

Большое внимание уделялось соблюдению так на­зываемого речевого режима, т. е. комплексу непосред­ственно влияющих на речь условий, при которых про­текает наиболее успешное формирование свободной речи у заикающихся.

В первую очередь сюда относится обстановка, в которой происходит перевоспитание заикливой речи у детей: спокойный, доброжелательный тон сотрудников, щадящий режим, исключающий насмешки и нездоро­вое, грубое отношения к заикающимся детям.

Речевым режимом предусматривалось также сис­тематическое использование заикающимися детьми навыков и знаний, получаемых в результате логопеди­ческих занятий, как на речевых занятиях, так и в раз­нообразной повседневной обстановке: в труде, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками и т. д.

Наш опыт одновременной и сравнительно продол­жительной работы с большим коллективом заикающих­ся детей и подростков совершенно отвергает предпо­ложение о возможном в таком коллективе подражании и перенимании заикающимися детьми друг у друга неправильных навыков и привычек. При правильно организованном речевом режиме в логопедическом стационаре большой коллектив детей, разных по воз­расту, но однородных по речевому расстройству, име­ет даже ряд преимуществ. Например, появляется воз­можность шефства старших над младшими, сильных (в речевом отношении) над слабыми, тем самым рас­ширяются рамки наглядной психотерапии. В большом коллективе появляется также и больше возможностей для разнообразия форм логопедической и воспитатель­ной работы с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: