Система внутреннего контроля и ее составные элементы

Законодательные основы организации внутреннего контроля

С утверждением в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику рос­сийских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгал­терского учета в целом, так и его контрольной функции в частности.

В настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями.

1. Законодательный уровень, включающий Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принци­пы внутреннего контроля в организации.

2. Нормативный уровень, включающий нормативные акты, методи­ческие указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерско­го учета (преимущественно — документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным использованием, определяющие единообразный подход к отражаемым в бухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля.

В настоящее время утверждены и действуют шестнадцать Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ):

3. Управленческий уровень, на котором общепринятые правила бух­галтерского учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики.

Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии.

Система внутреннего контроля организуется руководством предпри­ятия для того, чтобы:

• осуществлять деятельность предприятия упорядочение и эффек­тивно;

• соблюдать политику руководства;

• обеспечивать сохранность имущества;

• вести качественное документирование операций.

Отдельные компоненты этой системы называют средствами контро­ля или процедурами внутреннего контроля.

Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны быть согласованы. Система двойной записи, лежащая в основе любой коммер­ческой учетной системы (включая большинство весьма сложных компь­ютерных систем), определяет порядок регистрации и обеспечивает конт­роль, целью которого является предупреждение ошибок, злоупотребле­ний или возникновения случайных убытков.

Руководство предприятия обязано обеспечить существование надеж­ной системы внутреннего контроля.

Степень сложности внутреннего контроля непосредственно связана со стоимостью использования конкретных средств контроля и потенци­альными убытками в случае их отсутствия.

Внутренний контроль может быть организован на каждом предпри­ятии (организации), но осуществляется это не всегда. Так, небольшие предприятия зачастую не имеют достаточных штатов, материальных ре­сурсов и знаний для организации удовлетворительной системы внутрен­него контроля. Крупные же предприятия, обладая такой базой, могут быть плохо управляемы, и тогда достаточно большие средства, истраченные на организацию контроля, не дадут желаемых результатов.

Классификация функций внутреннего контроля.

Контроль полномочий — контроль, обеспечивающий выполнение только тех операций, которые действительно способствуют развитию организации. Такой контроль должен предотвращать злоупотребления и отсеивать операции, в которых нет необходимости. Здесь также отсле­живаются изменения и исправления учетных записей на предмет обяза­тельного наличия соответствующих разрешений.

Контроль документального оформления — контроль, обеспечиваю­щий отражение всех разрешенных (и только разрешенных) операций в учетных регистрах. Этот вид контроля создает такие условия, чтобы опе­рации правильно оформлялись учетными записями (в правильной сум­ме, на правильном счете, на правильную дату и т.д.) и не удалялись или исправлялись без соответствующего разрешения.

Контроль сохранности — контроль, способствующий тому, чтобы при­нятое к учету имущество не могло быть неправильно использовано (на­пример незаконно присвоено, украдено, оставлено без присмотра и т.д.).

Однако такая классификация недееспособна, если различные виды средств контроля находятся в ведении только одного лица. Так, если че­ловеку было бы дано право и санкционировать операции (решать, явля­ются ли они необходимыми или нет), и отражать их в учетных регистрах, и осуществлять контроль за сохранностью имущества, то риск возникно­вения убытков в результате злоупотреблений или незаконного присвое­ния средств был бы слишком велик. Отсутствие должного разделения обязанностей в сочетании с недостатком внутренних средств контроля на небольших предприятиях может привести к возникновению

Цель общих средств внутреннего контроля — обеспечить должную разработку и функционирование прикладных средств, а также целост­ность программ, банков данных и надежность компьютеризированных операций.

Прикладные средства контроля определяются как средства, связан­ные с текущими операциями и постоянными данными конкретной ком­пьютеризированной системы учета, и, следовательно, они являются спе­цифическими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: