Культура и наука в первой половине XIX в

Еще в начале XIX в. Н.М.Карамзин писал о “любви к чтению в России”. В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий выросло с 64 наименований в 1800 г. до 230 в 1850 г. В конце 50-х гг. ежегодно печаталось около двух тысяч книг. Появились крупные книгоиздатели (В.А.Плавильщиков, С.И.Селивановский, А.Ф.Смирдин и др.). В 30-е гг. в России было более ста книжных лавок. При них действовали платные библиотеки. Традиции крестьянской книжности и письменности в первой половине века свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди крестьян, особенно государственных.

Первая половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширилась русская научная терминология. В 1804 г. при университетах были открыты словесные отделения. Н.М.Карамзин “освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу” (А.С.Пушкин).

“Карамзинисты” провозгласили сближение литературного языка с разговорным: “Писать, как говорят, и говорить, как пишут”. Их противники (А.С.Шишков, Д.И.Хворостов, П.А.Ширинский-Шихматов и др.) выступали за сохранение старых, книжных форм, ориентированную на церковно- славянский язык. Они объединялись в общество под названием “Беседа любителей русского слова” (1811-1816). Последователи Карамзина создали объединение “Арзамас” (1815-1818). В него входили В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, В.Л.Пушкин, Д.Н.Блудов, П.А.Вяземский, С.С.Уваров и др.

В литературе первой половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления: классицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм. В это время создают свои произведения А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.

В 30-е годы получает развитие жанр повести (А.А.Бестужев-Марлинский, Н.А.Полевой, В.Ф.Одоевский), исторический роман (М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь). В поэзии выделяются авторы так называемой пушкинской плеяды: Е.А.Баратынский, Д.В.Веневитинов, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, А.А.Дальвиг, Н.М.Языков. Значение литературы в России первой половины века было огромно. “У народа, лишенного общественной свободы, литература- единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести” (А.И.Герцен).

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. В начале века на сцене шли русские и переводные пьесы. В популярных комедиях И.А.Крылова, А.А.Шаховского, Н.И.Хмельницкого, в трагедиях А. Озерова, П.А.Плавильщикова играли талантливые актеры И. А. Дмитриевский, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, Е.С.Семенова.

Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824) и Александровский в Петербурге (с 1832). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Во второй четверти XIX в. появилось немало пьес охранительного содержания. Но были поставлены и “Горе от ума” А.С.Грибоедова и “Ревизор” Н.В.Гоголя. В этих пьесах играл выдающийся актер М.С.Щепкин. Ставились пьесы А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина.

В музыке наряду с оперой в начале века распространяется “российская песня”. Такие композиторы, как А.А.Алябьев, А.Л.Гурилев, А.Е.Варламов, писали песни (романсы) на стихи русских поэтов. Большой популярностью пользовались оперы А.Н.Верстовского. На многочисленных домашних и публичных концертах выступали отечественные и зарубежные исполнители.

Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М.И.Глинки (1804-1857), автора романсов, симфонических произведений, классических опер “Жизнь за царя” (1836), “Руслан и Людмила” (1842).

Новатором в музыке был А.С.Даргомыжский (1813-1869), создавший оперу-балет “Торжество вакха”, оперы “Русалка”, “Каменный гость”.

В живописи наряду с художниками академической школы (К.П.Брюллов, А.А.Иванов) появляются новые имена, не связанные с академизмом (А.Г.Венецианов, М.Н.Воробьев, П.А.Федотов). Важную роль сыграло училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 г. Прославились портретами своих современников из разных слоев общества О.А. Кипренский и П.А.Тропинин.

В архитектуре начала века установился стиль позднего классицизма- ампир. В то же время в городской застройке проявляется утилитарный подход - строятся доходные дома.

В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), здание Адмиралтейства (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александровского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве - Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлевский дворец (К.А.Тон).

Появляются памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге - М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли (В.А.Орловский). П.К.Клодт создает знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.К.Крылову.

Опираясь на достижения европейской науки, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей Российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.). Во многих городах России были созданы сельскохозяйственные общества.

Выдающихся успехов достигли математики Н.И.Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии), М.В.Остроградский, П.В.Чебышев, астроном В.Я.Струве, химики М.Я.Киттары, Н.Н.Зинин (синтез анилина).

Открытия и изобретения профессора В.В.Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б.С.Якоби (гальваника), П.Л.Шиллинга (электромагнитный телеграф), П.П.Аносова, П.М.Обухова, В.С.Пятова (металлургия) соответствовали уровню развития мировой науки.

Новые идеи в медицине и физиологии выдвинули Н.И.Пирогов и А.Н.Филомафитский.

Среди историков этого периода выделяется профессор Московского университета Т.Н.Грановский. Лекции Грановского пользовались огромным успехом, его идеи были развиты следующим поколением ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: