Содержание самостоятельной работы студентов
Тема139. Русская культура второй половины XVIII в.
Тема 12. Внешняя политика России во второй половине XVIII вв.
Во второй половине XVIII вв.
Тема 11. Социально-экономическое развитие России
Тема 10. Российская империя в период правления Павла I (1796-1801)
Тема 9. Крестьянская война 1773-1775 гг.
Положение низших сословий. Усиление крепостного гнета. Предвестники войны. Личность Пугачева. Основные этапы и ход войны. Манифесты Пугачева. Причины поражения и итоги войны.
Смерть Екатерины II и восшествие на престол Павла I. Личность нового императора его окружение. Насаждение полицейско-казарменного порядка. Военная реформа. Новый закон о престолонаследии. Крестьянские волнения. Указ о трехдневной барщине. Ущемление дворянских привилегий. Дворцовый переворот 12 марта 1801 г. Павел I в исторической литературе.
Условия, направление и особенности социально-экономического развития. Территория и населения страны. Сословный состав и положение сословий. Состояние сельского хозяйства. Феодальная рента. Начало разложения феодально-крепостнических отношений в деревне. Состояние промышленности. Формирование и развитие капиталистических отношений. Торговля: внутренняя и внешняя. Город. Финансы. Пути сообщения. Итоги экономического развития.
|
|
Внешнеполитическая программа. Россия и Европа. Внешнеполитические проблемы. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Присоединение Крыма. Георгиевский трактат. Декларация о морском вооруженном нейтралитете. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Русско-шведская война 1788-1789 гг. Освоение Северного Причерноморья. Разделы Речи Посполитой. Россия и Великая французская революция. Война 1798-1799 гг.: Италийский поход А.В. Суворова, архипелагская экспедиция Ф.Ф. Ушакова. Итоги внешней политики.
Условия и особенности развития. Просвещение: сословные школы, Московский университет, Главные и малые народные училища, учебники. Наука: академические экспедиции И.И. Лепехина, П.С. Палласа, В.Ф. Зуева и др., картография, деятельность М.В. Ломоносова, естественные и гуманитарные науки. Техника. Общественно-политическая мысль: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, А.Н. Радищев и др. Литература. Искусство. Архитектура. Живопись. Скульптура. Театр и музыка. Русская культура и формирование русской нации.
Тема программы | Темы, вынесенные на самостоятельное обучение | Задание | Контрольные вопросы и формы отчета |
Исторические персоналии конца XVII в. Исторические предпосылки петровских преобразований | Подготовка рефератов– персоналий: царь Федор Алексеевич, царевна Софья, князь В.В. Голицын. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы проанализировать исторические предпосылки петровских преобразований. | Необходимо уяснить специфику мировоззренческого комплекса правителей России конца XVII в., их роль во внутренней и внешней политике страны. При анализе исторических предпосылок петровских преобразований знать ответы на вопросы: как происходил процесс перерастания сословно-представительной монархии в монархию абсолютную, какова была система центральных и местных учреждений и административно-территориального деления страны, каково было состояние законодательства, армии, финансов, экономики в целом, и взаимоотношения духовной и светской власти. Выступление с докладами на семинарах. Групповая дискуссия. | |
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Народные движения в первой четверти XVIII в. | Подготовка рефератов А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Полтавская битва, создание флота, реорганизация армии, морские сражения. К. Булавин. На основе имеющихся источников и монографической литературы, а также учебников, дать анализ основных направлений внешней политики России в первой четверти XVIII в, осветить ход и итоги Северной войны и Персидского похода Петра I; анализ народных движений в указанный период – Астраханского и булавинского восстаний, выступлений работных людей и восстаний на национальных окраинах государства. | Необходимо выяснить вклад соратников Петра I при решении задач внешней политики России в указанный период; иметь представление о лидерах народных движений петровской эпохи. При анализе внешней политики знать ответы на следующие вопросы: основные направления внешней политики, союзники России, военные действия на суше и на море в ходе Северной войны и Персидского похода, реорганизация армии и строительство флота, общие итоги внешней политики. При анализе народных движений первой четверти XVIII в. знать ответы на следующие вопросы: каковы были причины народных выступлений и состав их участников, каков был конкретный ход этих выступлений, в чем заключались причины их поражений. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Коллоквиум по литературе. | |
2,3 | Оценка петровских преобразований современниками и потомками. Проблема дворцовых переворотов. | Подготовка рефератов: Петр I в оценке современников; Петр I в оценке С.М. Соловьева, Петр I в оценке В.О. Ключевского, Петр I в оценке славянофилов, Петр I в оценке П.Н. Милюкова. Современные исследования о Петре I и его эпохе. Дать анализ причин начала эпохи дворцовых переворотов. | Необходимо выяснить весь спектр мнений современников Петра I и профессиональных историков по поводу его преобразовательной деятельности: положительные и негативные оценки. Попытаться выработать свое аргументированное мнение по этому вопросу. При анализе причин начала эпохи дворцовых переворотов особое внимание обратить на законотворческую деятельность императора и роль гвардии. Выступления с докладами на семинарах. Коллоквиум по литературе. Круглый стол по теме: «Мое отношение к преобразовательной деятельности Петра I». |
Исторические персоналии времени правления Анны Ивановны. Проблема «бироновщины» в исторической литературе. | Подготовка рефератов-персоналий: Анны Ивановна, Бирон, Миних, Анна Леопольдовна, Иван VI Антонович, Браунгшвейское семейство. «Бироновщина» в дореволюционной и советской историографии. «Бироновщина» в современной исторической литературе. | Необходимо выяснить роль самодержцев и их фаворитов во внутренней и внешней политике России. При анализе историографии о «бироновщине» необходимо выяснить весь спектр мнений профессиональных историков по данной проблематике. Выступления с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Коллоквиум по литературе. | |
5. | Исторические персоналии середины XVIII в. Особенности внутренней политики Елизаветы Петровны | Подготовка рефератов-персоналий: Елизавета Петровна, Браунгшвейгское семейство, А. Разумовский, П. Шувалов. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы проанализировать особенности внутренней политики Елизаветы Петровны. | Необходимо уяснить специфику мировоззренческого комплекса Елизаветы Петровны и ее фаворитов, их влияние на внутреннюю политику страны. При анализе особенностей внутренней политики правительства Елизаветы Петровны знать ответы на вопросы: как формировалась внутренняя политика в 40-60-е гг., каковы были ее этапы и чем состояло их различие, каково было влияние фаворитов на внутреннюю политику, в чем состояла суть преобразовательных проектов П.И. Шувалова – в области налоговой, банковской и таможенной политики, коммерции, образование, кодификации законов. Выступления с докладами на семинарах. Групповая дискуссия. |
6. | Внешняя политика России в середине XVIII | Подготовка рефератов: Русская армия и флот в середине XVIII в. Семилетняя война и ее итоги. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ основных направлений внешней политики России в середине XVIII в., осветить ход и результаты Семилетней войны. | При анализе внешней политики России в середине XVIII в. знать ответы на следующие вопросы: каковы были основные направления внешней политики, кто являлся союзниками России, как происходили военные действия в ходе Семилетней войны, какова была степень готовности к этой войне, каковы были ее итоги. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Коллоквиум по литературе |
7. | Особенности внутренней политики Петра III | Подготовка рефератов: Петр III, дворцовый переворот 28 июня 1762 г. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ особенностей внутренней политики правительства Петра III. | Необходимо уяснить специфику мировоззренческих взглядов Петра III и их влияние на внутреннюю политику страны. При анализе особенностей внутренней политики Петра III знать ответы на вопросы: какова была сословная направленность этой политики, в чем состояла ее основная суть и каковы были последствия, что явилось причиной дворцового переворота 28 июня 1762 г. и как конкретно он был реализован. Выступление с докладами на семинарах. Групповая дискуссия. Коллоквиум по литературе. |
8. | Внутренняя политика императрицы Екатерины II. | Подготовка рефератов – персоналий: Екатерина II, Г. Потемкин, Г. Орлов, Е. Дашкова, Н. Панин. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ особенностей внутренней политики правительства Екатерины II. | Необходимо знать специфику мировоззренческих взглядов Екатерины II и их влияние на внутреннюю политику страны. при анализе особенностей внутренней политики Екатерины II знать ответы на вопросы: в чем состояла ее сословная направленность, каковы были ее этапы и чем они отличались друг от друга, в чем состояла суть политики просвещенного абсолютизма и консервативного этапа, каковы были конкретные проявления внутренней политики и основные итоги. Выступления с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия. Коллоквиум по литературе. |
9. | Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева | Подготовка рефератов: Е. Пугачев, Салават Юлаев. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы осветить ход крестьянской войны 1773-1775 гг. | При характеристике Крестьянской войны 1773-1775 гг. знать ответы на вопросы: причины войны, состав участников, руководители, ход войны и ее этапы, итоги войны. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. |
Особенности внутренней политики правительства Павла | Подготовка рефератов: Павел I, военная реформа Павла I, Павел I в исторической литературе. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ особенностей внутренней политики Павла I. | Необходимо знать специфику мировоззренческих взглядов Павла I и их влияние на внутреннюю политику страны. При анализе особенностей внутренней политики Павла I знать ответы на вопросы: в чем состояла ее сословная направленность, почему одной из главных особенностей стало насаждение полицейско-казарменного порядка, как проходила военная реформа, как изменился порядок престолонаследия, как ущемлялись права дворян, что послужило причиной дворцового переворота 1801 г. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Круглый стол по теме: «Павел I в исторической литературе». | |
Формирование капиталистического уклада в экономике России второй половины XVIII в. | На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ формирования капиталистического уклада в экономике России во второй половине XVIII в. | При анализе формирования капиталистического уклада в экономике России во второй половине XVIII в. знать ответы на вопросы: как начиналось разложение феодально-крепостнических отношений в деревне и в чем оно конкретно проявлялось, как формировались и развивались капиталистические отношения в промышленности, как развивались торговля, финансы, пути сообщения. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия. Коллоквиум по литературе. | |
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ основных направлений, проблем, хода реализации и итогов внешней политики России во второй половине XVIII в. Подготовка рефератов: П. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. | При анализе внешней политики России во второй половине XVIII в. знать ответы на вопросы: каковы были основные направления и проблемы внешней политики, какие войны вела Россия в этот период (их ход и результаты), каково было отношение России к Великой французской революции, как Россия участвовала в разделах Польши. Выступления с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия. | |
Русская культура второй половины XVIII в. | Подготовка рефератов – персоналии: М.В. Ломоносов, Г. Волков, М.М. Щербатов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ основных направлений русской культуры второй половины XVIII в. | При анализе основных направлений развития русской культуры во второй половине XVIII в. Знать ответы на вопросы: каковы были условия и особенности развития культуры в данный период, каково было состояние в области науки, техники и просвещения, как развивалась общественно-политическая мысль, литература и искусство – архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия. |
Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: круглый стол (тема 6), коллоквиум (темы 2,3,4,7), групповые дискуссии (темы 1,3,4,7,8,9), семинар в диалоговом режиме (темы 1-9).
|
|
|
|
|
|