Образовательные технологии. Содержание самостоятельной работы студентов

Содержание самостоятельной работы студентов

Тема139. Русская культура второй половины XVIII в.

Тема 12. Внешняя политика России во второй половине XVIII вв.

Во второй половине XVIII вв.

Тема 11. Социально-экономическое развитие России

Тема 10. Российская империя в период правления Павла I (1796-1801)

Тема 9. Крестьянская война 1773-1775 гг.

Положение низших сословий. Усиление крепостного гнета. Предвестники войны. Личность Пугачева. Основные этапы и ход войны. Манифесты Пугачева. Причины поражения и итоги войны.

Смерть Екатерины II и восшествие на престол Павла I. Личность нового императора его окружение. Насаждение полицейско-казарменного порядка. Военная реформа. Новый закон о престолонаследии. Крестьянские волнения. Указ о трехдневной барщине. Ущемление дворянских привилегий. Дворцовый переворот 12 марта 1801 г. Павел I в исторической литературе.

Условия, направление и особенности социально-экономического развития. Территория и населения страны. Сословный состав и положение сословий. Состояние сельского хозяйства. Феодальная рента. Начало разложения феодально-крепостнических отношений в деревне. Состояние промышленности. Формирование и развитие капиталистических отношений. Торговля: внутренняя и внешняя. Город. Финансы. Пути сообщения. Итоги экономического развития.

Внешнеполитическая программа. Россия и Европа. Внешнеполитические проблемы. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Присоединение Крыма. Георгиевский трактат. Декларация о морском вооруженном нейтралитете. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Русско-шведская война 1788-1789 гг. Освоение Северного Причерноморья. Разделы Речи Посполитой. Россия и Великая французская революция. Война 1798-1799 гг.: Италийский поход А.В. Суворова, архипелагская экспедиция Ф.Ф. Ушакова. Итоги внешней политики.

Условия и особенности развития. Просвещение: сословные школы, Московский университет, Главные и малые народные училища, учебники. Наука: академические экспедиции И.И. Лепехина, П.С. Палласа, В.Ф. Зуева и др., картография, деятельность М.В. Ломоносова, естественные и гуманитарные науки. Техника. Общественно-политическая мысль: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, А.Н. Радищев и др. Литература. Искусство. Архитектура. Живопись. Скульптура. Театр и музыка. Русская культура и формирование русской нации.

Тема программы Темы, вынесенные на самостоятельное обучение Задание Контрольные вопросы и формы отчета
  Исторические персоналии конца XVII в. Исторические предпосылки петровских преобразований Подготовка рефератов– персоналий: царь Федор Алексеевич, царевна Софья, князь В.В. Голицын. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы проанализировать исторические предпосылки петровских преобразований. Необходимо уяснить специфику мировоззренческого комплекса правителей России конца XVII в., их роль во внутренней и внешней политике страны. При анализе исторических предпосылок петровских преобразований знать ответы на вопросы: как происходил процесс перерастания сословно-представительной монархии в монархию абсолютную, какова была система центральных и местных учреждений и административно-территориального деления страны, каково было состояние законодательства, армии, финансов, экономики в целом, и взаимоотношения духовной и светской власти. Выступление с докладами на семинарах. Групповая дискуссия.
  Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Народные движения в первой четверти XVIII в. Подготовка рефератов А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Полтавская битва, создание флота, реорганизация армии, морские сражения. К. Булавин. На основе имеющихся источников и монографической литературы, а также учебников, дать анализ основных направлений внешней политики России в первой четверти XVIII в, осветить ход и итоги Северной войны и Персидского похода Петра I; анализ народных движений в указанный период – Астраханского и булавинского восстаний, выступлений работных людей и восстаний на национальных окраинах государства. Необходимо выяснить вклад соратников Петра I при решении задач внешней политики России в указанный период; иметь представление о лидерах народных движений петровской эпохи. При анализе внешней политики знать ответы на следующие вопросы: основные направления внешней политики, союзники России, военные действия на суше и на море в ходе Северной войны и Персидского похода, реорганизация армии и строительство флота, общие итоги внешней политики. При анализе народных движений первой четверти XVIII в. знать ответы на следующие вопросы: каковы были причины народных выступлений и состав их участников, каков был конкретный ход этих выступлений, в чем заключались причины их поражений. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Коллоквиум по литературе.
2,3 Оценка петровских преобразований современниками и потомками. Проблема дворцовых переворотов. Подготовка рефератов: Петр I в оценке современников; Петр I в оценке С.М. Соловьева, Петр I в оценке В.О. Ключевского, Петр I в оценке славянофилов, Петр I в оценке П.Н. Милюкова. Современные исследования о Петре I и его эпохе. Дать анализ причин начала эпохи дворцовых переворотов. Необходимо выяснить весь спектр мнений современников Петра I и профессиональных историков по поводу его преобразовательной деятельности: положительные и негативные оценки. Попытаться выработать свое аргументированное мнение по этому вопросу. При анализе причин начала эпохи дворцовых переворотов особое внимание обратить на законотворческую деятельность императора и роль гвардии. Выступления с докладами на семинарах. Коллоквиум по литературе. Круглый стол по теме: «Мое отношение к преобразовательной деятельности Петра I».
  Исторические персоналии времени правления Анны Ивановны. Проблема «бироновщины» в исторической литературе. Подготовка рефератов-персоналий: Анны Ивановна, Бирон, Миних, Анна Леопольдовна, Иван VI Антонович, Браунгшвейское семейство. «Бироновщина» в дореволюционной и советской историографии. «Бироновщина» в современной исторической литературе. Необходимо выяснить роль самодержцев и их фаворитов во внутренней и внешней политике России. При анализе историографии о «бироновщине» необходимо выяснить весь спектр мнений профессиональных историков по данной проблематике. Выступления с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Коллоквиум по литературе.
5. Исторические персоналии середины XVIII в. Особенности внутренней политики Елизаветы Петровны Подготовка рефератов-персоналий: Елизавета Петровна, Браунгшвейгское семейство, А. Разумовский, П. Шувалов. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы проанализировать особенности внутренней политики Елизаветы Петровны. Необходимо уяснить специфику мировоззренческого комплекса Елизаветы Петровны и ее фаворитов, их влияние на внутреннюю политику страны. При анализе особенностей внутренней политики правительства Елизаветы Петровны знать ответы на вопросы: как формировалась внутренняя политика в 40-60-е гг., каковы были ее этапы и чем состояло их различие, каково было влияние фаворитов на внутреннюю политику, в чем состояла суть преобразовательных проектов П.И. Шувалова – в области налоговой, банковской и таможенной политики, коммерции, образование, кодификации законов. Выступления с докладами на семинарах. Групповая дискуссия.
6. Внешняя политика России в середине XVIII Подготовка рефератов: Русская армия и флот в середине XVIII в. Семилетняя война и ее итоги. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ основных направлений внешней политики России в середине XVIII в., осветить ход и результаты Семилетней войны. При анализе внешней политики России в середине XVIII в. знать ответы на следующие вопросы: каковы были основные направления внешней политики, кто являлся союзниками России, как происходили военные действия в ходе Семилетней войны, какова была степень готовности к этой войне, каковы были ее итоги. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Коллоквиум по литературе
7. Особенности внутренней политики Петра III Подготовка рефератов: Петр III, дворцовый переворот 28 июня 1762 г. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ особенностей внутренней политики правительства Петра III. Необходимо уяснить специфику мировоззренческих взглядов Петра III и их влияние на внутреннюю политику страны. При анализе особенностей внутренней политики Петра III знать ответы на вопросы: какова была сословная направленность этой политики, в чем состояла ее основная суть и каковы были последствия, что явилось причиной дворцового переворота 28 июня 1762 г. и как конкретно он был реализован. Выступление с докладами на семинарах. Групповая дискуссия. Коллоквиум по литературе.
8. Внутренняя политика императрицы Екатерины II. Подготовка рефератов – персоналий: Екатерина II, Г. Потемкин, Г. Орлов, Е. Дашкова, Н. Панин. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ особенностей внутренней политики правительства Екатерины II. Необходимо знать специфику мировоззренческих взглядов Екатерины II и их влияние на внутреннюю политику страны. при анализе особенностей внутренней политики Екатерины II знать ответы на вопросы: в чем состояла ее сословная направленность, каковы были ее этапы и чем они отличались друг от друга, в чем состояла суть политики просвещенного абсолютизма и консервативного этапа, каковы были конкретные проявления внутренней политики и основные итоги. Выступления с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия. Коллоквиум по литературе.
9. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева Подготовка рефератов: Е. Пугачев, Салават Юлаев. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы осветить ход крестьянской войны 1773-1775 гг. При характеристике Крестьянской войны 1773-1775 гг. знать ответы на вопросы: причины войны, состав участников, руководители, ход войны и ее этапы, итоги войны. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос.
  Особенности внутренней политики правительства Павла Подготовка рефератов: Павел I, военная реформа Павла I, Павел I в исторической литературе. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ особенностей внутренней политики Павла I. Необходимо знать специфику мировоззренческих взглядов Павла I и их влияние на внутреннюю политику страны. При анализе особенностей внутренней политики Павла I знать ответы на вопросы: в чем состояла ее сословная направленность, почему одной из главных особенностей стало насаждение полицейско-казарменного порядка, как проходила военная реформа, как изменился порядок престолонаследия, как ущемлялись права дворян, что послужило причиной дворцового переворота 1801 г. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Круглый стол по теме: «Павел I в исторической литературе».
  Формирование капиталистического уклада в экономике России второй половины XVIII в. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ формирования капиталистического уклада в экономике России во второй половине XVIII в. При анализе формирования капиталистического уклада в экономике России во второй половине XVIII в. знать ответы на вопросы: как начиналось разложение феодально-крепостнических отношений в деревне и в чем оно конкретно проявлялось, как формировались и развивались капиталистические отношения в промышленности, как развивались торговля, финансы, пути сообщения. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия. Коллоквиум по литературе.
  Внешняя политика России во второй половине XVIII в. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ основных направлений, проблем, хода реализации и итогов внешней политики России во второй половине XVIII в. Подготовка рефератов: П. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. При анализе внешней политики России во второй половине XVIII в. знать ответы на вопросы: каковы были основные направления и проблемы внешней политики, какие войны вела Россия в этот период (их ход и результаты), каково было отношение России к Великой французской революции, как Россия участвовала в разделах Польши. Выступления с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия.
  Русская культура второй половины XVIII в. Подготовка рефератов – персоналии: М.В. Ломоносов, Г. Волков, М.М. Щербатов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. На основе имеющихся источников, монографической и учебной литературы дать анализ основных направлений русской культуры второй половины XVIII в. При анализе основных направлений развития русской культуры во второй половине XVIII в. Знать ответы на вопросы: каковы были условия и особенности развития культуры в данный период, каково было состояние в области науки, техники и просвещения, как развивалась общественно-политическая мысль, литература и искусство – архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка. Выступление с докладами на семинарах. Индивидуальный опрос. Групповая дискуссия.

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: круглый стол (тема 6), коллоквиум (темы 2,3,4,7), групповые дискуссии (темы 1,3,4,7,8,9), семинар в диалоговом режиме (темы 1-9).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: