Стилевые направления

ЛИТЕРАТУРА

5.1. Основные особенности. Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов.

5.2. Жанровое разнообразие. XVIII в. часто называют веком од.Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть - Бедная Лиза Н.М.Карамзина).

5.3.1. До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. Яркий представитель дворянского классицизма А.П. Сумароков писал в различных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни, комедии, трагедии. Сумароков заложил основы новой русской драматургии. Большую известность у современников имели его трагедии Хорев, Дмитрий Самозванец, Синав и Трувор, в которых автор поднимает проблемы гражданского долга. Сумароков издавал первый русский литературный журнал Трудолюбивая пчела.

5.3.2. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Элементы нового стиля использовал Г.Р.Державин, в творчестве которого реалистическая направленность сочеталась с классицизмом. Основным жанром его произведений была ода, но поэт внес в нее элементы живой речи, бытовые зарисовки, пейзаж, реалистические картины современной ему жизни. Комедии Д.И. Фонвизина Бригадир и Недоросль, также совмещавшие зародыши реализма с классицизмом стали первым опытом обличительно-реалистической драматургии.

5.3.3. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести Бедная Лиза, Деревня, Наталья, боярская дочь).

5.4. Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся Повесть Пахринской деревни Камкина, Сказание о деревне Киселихе и песня беглого крестьянина Плач холопов.

Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: