Общественная мысль

Социально-исторические условия.

Общая характеристика.

Тема 28. Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века.

ЛИТЕРАТУРА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы основные направления и задачи внешней политики России во 2-ой пол. ХУ111 в? В чем заключалась преемственность и что появилось нового во внешнеполитическом курсе страны?

  1. Покажите влияние важнейших факторов социально-экономического и внутриполитического развития России на ее внешнюю политику.
  2. Какое место занимала Россия в системе международных отношений 2-ой пол. ХУ111 в? Как влияли на ее внешнюю политику война за независимость в Северной Америке, Французская революция?
  3. Что такое восточный вопрос? Какое место занимал он во внешней политике России?
  4. Проанализируйте содержание мирных договоров России с Турцией. Как они влияли на внутреннее развитие России и ее международное положение? Каково содержание греческого проекта Екатерины 11?
  5. Чем вызывались и к чему привели разделы Польши?
  6. Что такое империя? Каковы особенности российской империи?
  7. Расскажите об основных направлениях, результатах и особенностях внешней политики Павла 1.

Буганов В.И. Полководцы ХУ111 в. М., 1991.

ХУ111 век: славянские и балканские народы и Россия. М. 1998.

Восточный вопрос во внешней политике России: кон. XVIII - нач. XX вв. / Под ред. Н.С. Киняпиной. М., 1977.

Восточный вопрос // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Джеджула К.Е. Россия и Великая французская буржуазная революция. Киев, 1972.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Окунь С.Б. История СССР: Лекции. Ч. 1. Л., 1974.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России, СССР за 1000 лет в именах, фактах, датах: Справочник. М., 1992.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева. М., 1992.

Черкасов П.П. Двуглавый орел и королевские лилии. Становление русско-французских отношений в ХУ111 в. 1700-1775. М. 1995.

1.1.1. Развитиекультуры Екатерининской эпохи проходило под влиянием идей Просвещения (подробнее см. тему 23 Внутренняя политика 60-90-х гг. Просвещенный абсолютизм.). В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния на все социокультурные процессы.

1.1.2. Рост международного авторитета России, активная внешняя политика способствовали укреплению культурных связей России с Западной Европой.

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1 Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

2.1.1. Наиболее широко было распространеныидеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал Пчела, инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др.

Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условия подготовки введения просвещенным монархом свобод.

2.1.2. Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах Трутень и Живописец Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф Трутня: Они работают, а вы их труд ядите. В 1792 г. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.

К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину.

2.2. За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях Путешествие из Петербурга в Москву (1790), Беседа о том, что есть сын Отечества, Вольность и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказавшись от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.

2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М. Щербатов (Путешествие в землю Офирскую и др.),считавший, что отмена крепостного праваприведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: