double arrow

Тема 35. Внешняя политика 1825-1856 гг


ЛИТЕРАТУРА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Итоги

7.1. Несмотря на реакцию (по словам А.И. Герцена - внешнее рабство), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу - независимость и свободомыслие духовной элиты.

7.2. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

7.3. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.

7.4. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

7.5. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного духовного парламента России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

1. Какие факторы воздействовали на развитие общественного движения в России в годы николаевской реакции?




2. Каковы особенности и основные этапы общественного движения в России 30-50-ых годов Х1Х в.? Почему оно не выходило за рамки кружков, литературных и аристократических салонов ?

3. Какую роль играли художественная литература и литературная критика в общественной жизни России 30-50-ых годов Х1Х в.?

4. Проанализируйте основные идеи Первого философического письма П.Я. Чаадаева. Попытайтесь выявить их внутреннюю противоречивость. Как русский философ объяснял и оценивал особенности исторического развития России? Был ли он русофобом или подлинным патриотом? Что из его идей развили славянофилы, а что - западники?

5. Какие вопросы из прошлого и настоящего России оказались в центре идейных споров 30-50-х гг. XIX в.? Почему?

6. Расскажите об основных положениях идеологии славянофилов? Какие ее элементы позволяют отнести славянофильство к либеральному, а какие - к консервативному течению.

7. Чем был вызван раскол западничества на либеральное и демократическое направления? Что было между ними общего, а что отличало друг от друга?

Аксаков И.С. Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Аксаков К.С. Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Булгарин Ф.В. // Отечественная история: Энциклопедия. Т.1. М., 1994.

В раздумьях о России (Х1Х век). М., 1996.

Водовозов Н.В. Виссарион Григорьевич Белинский. М., 1986.

Герцен А.И. Былое и думы. М., 1973. Т. 1.

Герцен А.И. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Грановский Т.Н. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.



История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Киреевский И.В. Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 174-187.

Левандовский А.А. Время Грановского. М., 1990.

Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.

Пирумова Н.М. Александр Герцен: Жизнь и деятельность. М., 1989.

Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

Секиринский С., Филиппова Т. Родословная российской свободы. М., 1993.

Цимбаев Н.И. Славянофильство (Из истории русской общественно-политической мысли Х1Х в.). М., 1986.







Сейчас читают про: