double arrow

Приблизительный перечень вопросов для подготовки к экзамену

Демоверсия итоговых тестов

(при выполнении тестовых заданий следует иметь в виду, что в ряде случаев возможен не один правильный ответ, а два)

1. Лидирующий род литературы в годы Великой Отечественной войны:

а. лирика

б. эпос

в. драма

2. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»

а. создавалась в течение всей войны

б. была написана в 1945 году

в. была написана в 1942 году

3. Начало периода «оттепели» знаменовало:

а. ХХ съезд КПСС и приход к власти Хрущева

б. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 г.г.

в. публикация повести И.Эренбурга «Оттепель»

4. Для поздней лирики Пастернака характерно:

а... активизация религиозного подтекста

б. гражданственность

в. публицистичность

5. Главный герой романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»

а. не хочет воевать ни с «красными», ни с «белыми»

б. поглощен революционным экспериментаторством

в. выбирает правду «белых»

6. Для ранней лирики А.Ахматовой НЕ характерна:

а. камерность

б. особая роль обыденных, вещных деталей

в. эпичность

7. Толчком к написанию «Реквиема» послужили:

а. арест сына и мужа

б. смерть А.Блока

в. расстрел Н.Гумилева

8. Трактовка темы лагеря в творчестве А.Солженицына:

а. лагерь как мир абсолютного зла, где не может выжить живая душа

б. лагерь как мир несвободы

в. лагерь как испытание человека, где возможно очищение души

9. В романе А.Солженицына «В круге первом» действие происходит

а. в лагере на Колыме

б. в Марфинской шарашке

в. на фронте

10.В заглавии романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба» символично выражена

а. идея свободы и несвободы

б. идея войны и мира

в. идея памяти живых и мертвых

11. В период 1941-1960-х годов в Советском Союзе жили и творили художники Серебряного века:

а. А.Ахматова

б. О.Мандельштам

в. Д.Мережковский

Промежуточные и итоговые тесты могут также включать в себя задания, предполагающие краткую характеристику тех или иных литературных явлений (например, авторской песни, эстрадной поэзии, молодежной прозы и т.п.), направлений (например, назвать приметы постмодернизма)

Еще один вид заданий требует от студента умения дать краткое разъяснение какой-либо важной для понимания данного произведения проблемы. Этот вид задания предполагает не просто знание текста, но именно его осмысление. Например: особенности трактовки темы смерти в финале романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Или: о ком и почему в романе «Доктор Живаго» сказано: «человек, ни капельки не звучащий гордо…».

1.Особенности развития литературы 1941-1945 годов: темы, проблемы, конфликты, специфика жанрового развития.

2. Особенности развития поэзии 1941-1945 годов: тематическое и жанровое своеобразие.

3. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»: особенности жанра, композиции, проблематика, тип героя.

4. Проза 1941-1945 годов, особенности ее развития.

5. Особенности развития поэзии 1946-1956 годов: темы, проблемы, особенности жанрового развития.

6. Особенности художественного решения темы Великой Отечественной войны в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (или в повестях В.Пановой «Спутники», Э.Казакевича «Звезда»).

7. Специфика социокультурной ситуации и особенности литературы периода «оттепели» (темы, проблематика, тип героя, характер конфликтов).

8. «Молодежная проза», ее особенности.

9. У истоков деревенской прозы: «Матренин двор» А.Солженицына.

10. Пути развития военной прозы 1960-1980-х годов (произведения по выбору).

11. «Жизнь и судьба» В.Гроссмана: смысл названия, проблематика, своеобразие жанра и композиции, системы образов.

12. Тема лагеря в творчестве А.Солженицына (на примере рассказа «Один день Ивана Денисовича»).

13. Роман А.Солженицына «В круге первом»: своеобразие жанра, композиции, проблематика, система образов.

14. Тема лагеря в творчестве В.Шаламова.

15. Своеобразие прозы Ю.Казакова: проблематика, типы героев, своеобразие стиля, жанровая специфика.

16. «Эстрадная поэзия» как феномен литературы периода оттепели (на примере творчества одного из поэтов).

17. «Авторская песня», ее особенности (на примере творчества одного из поэтов).

18. Поэма А.Твардовского «Теркин на том свете»: особенности жанра, проблематика, интерпретация мотивов жизни и смерти.

19..Поэма А. Твардовского «По праву памяти»: соотношение эпического и лирического начал.

20..Лирика Б.Пастернака: особенности мировосприятия, тип лирического героя, особенности лирики «раннего» и «позднего» периодов.

21..Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»: своеобразие жанра, проблематика, система образов.

22. Эволюция лирики А.Ахматовой: особенности мировосприятия, своеобразие лирической героини, жанровая специфика, сквозные темы, мотивы, образы.

23..Поэма «Реквием», особенности трактовки темы памяти.

24. Проблема личности и обезличенности в литературе 1960-1970-х годов (на примере повестей Ю.Трифонов).

25. Типология героев в прозе В.М.Шукшина.

26. Своеобразие театра А.Вампилова: сквозные проблемы, типы героев, специфика конфликтов, роль символики. Чеховские традиции (на примере одного-двух произведений).

27. Особенности деревенской прозы 1970-1980-х годов (В.Распутин, В.Астафьев – произведения по выбору).

28. Специфика социокультурной ситуации 1990-2000 гг. Пути развития литературы данного периода.

29. Лирика И.Бродского.

30. Лирика Н.Рубцова.

31. Проза бр. Стругацких: соотношение фантастического и реального (произведения по выбору).

32. Специфика ситуации постмодерна. Особенности постмодернистского мировосприятия.

33. Реалистическая проза конца ХХ века (произведения по выбору).

34. Постмодернистская литература (произведения по выбору).

35..Малая проза Л.Петрушевской: проблематика, своеобразие героев, особенности выражения авторской позиции.

36..Повести В.Маканина 1980-х годов (произведения по выбору): проблематика, своеобразие композиции, сквозные мотивы, система образов.

37. Повесть В.Маканина «Кавказский пленный»: особенности диалога с классической традицией

38. Художественное своеобразие малой прозы Т.Толстой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: