Методические рекомендации к практическим занятиям

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения художественного текста. При этом особое внимание надо обращать на те аспекты его идейно-художественного содержания, которые заявлены в вопросах, рассматриваемых на занятии. Обычно проведению практического занятия предшествует лекция, в которой, если даже данное произведение и не рассматривается, то даются какие-либо указания по его изучению, их, разумеется, тоже следует учитывать при подготовке. Однако не следует думать, что преподаватель ждет от студентов повторения того, о чем он уже сам говорил на лекции. Практическое занятие обычно строится таким образом, чтобы студенты могли высказать свое мнение, могли размышлять и делать самостоятельные выводы. Разумеется, это не означает, что можно совершенно игнорировать учебную и научно-критическую литературу. Ваша позиция должна быть аргументирована, то есть должна опираться на знание текста, специфики творчества писателя в целом, на знание теории вопроса и учитывать (пусть и в полемическом плане) позиции других исследователей.

Практические занятия проводятся в форме свободной беседы, соответственно, вопросы, которые заранее раздаются студентам, могут служить для них лишь ориентирами в подготовке, но не трафаретом, по которому будет построено занятие. В ходе анализа могут возникнуть вопросы, которые специально заранее не оговаривались. Необходимо учитывать историко-литературный контекст, время, когда то или иное произведение было написано. При этом нужно также четко осознавать, что художественное произведение - это мир, созданный автором и функционирующий по определенным законам, а они, в свою очередь, предписываются жанром, художественным методом и т.д. Едва ли не на каждом занятии будет рассматриваться проблема жанровой специфики произведения, поэтому при подготовке следует уточнить, какое определение того или иного жанра (сказки, философского романа, рассказа, новеллы, драмы и т.п.) предлагается в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (М., 2003) и в других современных литературоведческих словарях и энциклопедиях.

На практических занятиях неоднократно затрагивается проблема традиций и новаторства, следовательно, при подготовке надо не просто прочитать текст, но и задуматься над вопросом, в какой литературный ряд Вы могли бы данное произведение поместить, какие литературные и фольклорные традиции в нем продолжаются и как они трансформируются.В частности, разговор о традициях фольклорной и литературной сказки совершенно необходим при рассмотрении пьесы Е.Шварца «Дракон»; вопрос о традициях Л.Н.Толстого как автора «Войны и мира» - при анализе романов «Жизнь и судьба» В.Гроссмана и «Доктор Живаго» Б.Патернака; о традициях чеховской драматургии – при анализе пьесы А.Вампилова «Утиная охота»; об игре с традицией – при анализе произведений Т.Толстой, тяготеющих к постмодернизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: