Духовно-рыцарские ордена

Кроме орденов монашеских в тесном значении слова, в За­падной Церкви в Средние века появились еще ордена наполовину монашеские, наполовину мирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. В появлении их выразилось общее направление западной средневековой жизни, когда Церковь привлекала на служение себе все классы общества, в том чи­сле и рыцарство. Ближайшим поводом к появлению духовно-рыцарских орденов послужили крестовые походы.

Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры.

Еще задолго до Первого крестового похода гражда­не Амальфи основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу св. Иоанна Крестителя для призрения бедных и больных пилигримов; при странноприимнице устроено было и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцами основано было христианское королевство, члены этого братства приняли мо­нашеский устав и стали называться братьями странноприимницы св. Иоанна Крестителя или просто иоаннитами. Главную обязанность их составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 г. к этим обязанностям присоединилась еще обязанность защищать оружием пилигримов. Последняя обязанность вскоре сделалась главной, и иоанниты исключительно посвятили себя борьбе с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий II (1130-1143 гг.) утвер­дил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, свя­щенников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными встречено было в Европе с сочувствием, вследствие чего в пользу иоаннитов стали делать большие по­жертвования, так что они вскоре сделались богатыми собствен­никами почти во всех христианских странах. Но вместе с тем иоанниты отстали от прежней строгости нравов. По завоева­нии Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Ро­дос (1309 г.), почему стали называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родосцы скита­лись по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.

Одновременно основан был в Иерусалиме и орден тамплиеров. Девять французских рыцарей, под начальством Гугона де Пайена, соединились в общество и приняли на себя, кроме монашеских обетов, еще обет защищать пилигримов и вести борьбу с неверными. Иерусалимский король Балдуин II, находя учреждение такого общества полезным для своего слабого госу­дарства, подарил рыцарям для жительства часть своего дворца, построенного на месте храма Соломонова или вблизи его. Отсюда рыцари получили свое название тамплиеров (храмов­ников). Папа Гонорий II утвердил (1128 г.) общество тамплие­ров как духовно-рыцарский орден. И этот орден встретил со­чувствие на Западе, и к нему так же, как и к иоаннитам, стали стекаться большие богатства. Устройство ордена тамплиеров было такое же, как и устройство ордена иоаннитов. После за­воевания Иерусалима (1187 г.), а потом Птолемаиды (1291 г.) тамплиеры переселились на остров Кипр, а отсюда вскоре перешли в Западную Европу и проживали в своих богатых по­местьях. Средоточным пунктом их был Париж. Французский король Филипп IV Красивый, опасаясь замыслов рыцарей про­шв государства и желая отнять у них их громадные богатства, начал с 1307 г. возводить на орден страшные обвинения. Затем вскоре он конфисковал орденские имущества и направил про­шв рыцарей инквизицию. Папа Климент V, проживавший в то время в Авиньене и бывший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. опекой буллой орден тамплиеров объявлен был еретическим уничтоженным.

Подобные же ордена и с подобными же задачами стали появляться и в Европе. Так, в 1202 г. основан был орден меченосцев Лифляндии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: