Экономика США в 1930-х годах

Действительность опровергла все оптимистические прогнозы экономического развития. Так, еще в марте 1929 г. Президент США Гувер обещал всем слоям общества процветание — «цыпленка в каждой кастрюле и две машины в гараже». А уже 24 октября 1929 г. крах на Нью-йоркской бирже возвестил о начале небывалого по глубине и разрушительной силе очередного экономического кризиса. Общие потери были огромными. Курсы акций ведущих компаний в 1929—1932 гг. катастрофически упали. Цены акций ведущей компании «Дженерал моторс» снизились в 80 раз, «Нью-Йорк сентраль» — в 51 раз, «Крайслер» — в 27 раз. Обвал курсов ценных бумаг на Нью-йоркской бирже спровоцировал финансово-экономические потрясения во всех западных странах мира. Кризис приобрел всеохватывающий характер, однако наибольшие потрясения выпали на долю США. К лету 1932 г. промышленное производство в США сократилось почти вдвое по сравнению с уровнем 1929 г. Тысячи банков, промышленных и торговых компаний обанкротились. За годы кризиса разорилось 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, 5760 банков. Промышленное производство в целом сократилось на 46,2 %. Промышленный кризис перекликался с аграрным. Сбор пшеницы уменьшился к 1934 г. на 36 %, кукурузы — на 45 %. Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 58 %. За годы кризиса разорилось около 1 млн фермеров (18 % от общего числа). Чтобы остановить падение цен, нередко уничтожались «излишки» произведенной, но не находящей сбыта продукции. В то время как от голода погибали тысячи людей, пшеницу и маис использовали в качестве топлива, молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином и запахивали, уничтожали скот.

Кризис сопровождался социальными потрясениями. Заработная плата наемных работников снизилась более чем в 2 раза. Неуклонно росла безработица. В конце 1933 г. количество безработных в США достигло 17 млн человек, уровень безработицы составил 25,2 %.

Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. Был создан Национальный совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовало 1,2 млн безработных. В горнодобывающей, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила 1 млн человек. Организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (1931—1932), поход ветеранов Первой мировой войны (1932). Была создана стачечная ассоциация фермеров. Активизация массовых социальных протестов вызвала напряжение политической обстановки. Даже представители деловых кругов осознавали несостоятельность республиканской администрации. На проходивших в 1932 г. президентских выборах убедительную победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом. На выборах за него отдали голоса 22,8 млн человек, а за Г. Гувера — 15,7 млн человек. Рузвельт предложил для выхода из кризиса набор реформ, вошедших в историю под названием «Новый курс».

«Новый курс» администрации Ф. Рузвельта

Выражая интересы монополистической буржуазии, правительство Ф. Рузвельта встало на путь осуществления целой системы государственных мероприятий в экономической и социально-политической областях. Чтобы преодолеть последствия кризиса, оно пыталось смягчить обострившиеся противоречия капитализма США. Эта система получила практическое выражение в «новом курсе» Рузвельта. Ее теоретической основой стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни.

Прежде всего, были проведены финансовая и банковская реформы. В начале ее осуществления Ф. Рузвельт ввел чрезвычайное положение и закрыл все банки. 9 марта 1933 г. была создана чрезвычайная сессия конгресса, которому предложили утвердить Чрезвычайный закон о банках. Несмотря на то что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на этот шаг. В принятом единогласно законе предусматривалось возобновление функций банков и получение правительственных кредитов из Федеральной резервной системы.

Экспорт золота запрещался. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы. Ранее созданная Реконструктивная корпорация расширяла свои операции. За первые два года «Нового курса» сумма выданных ею займов превысила 6 млрд долларов США. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41 %. Примененный правительством Рузвельта метод девальвации доллара заслуживает особого внимания. Девальвация затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн долларов. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят Закон о золотом резерве, устанавливавший новую цену на золото, которая существовала до 1971 г.

Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшились задолженности монополий правительству, расширились экспортные возможности страны. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков была создана Корпорация по страхованию банковских вкладов. Введение государственного страхования повысило доверие вкладчиков и остановило отток вкладов из банков.

В законодательстве «нового курса» важнейшее место занимал закон о восстановлении национальной промышленности. При участии монополистов для всех отраслей индустрии вырабатывались «кодексы честной конкуренции». Они устанавливали объем производства, цены на продукцию, размеры заработной платы, регулировали рынки сбыта и т. д. Национальная администрация восстановления (NRA) пыталась осуществить плановое сокращение производства, обеспечив корпорациям выход из кризиса с наименьшими потерями.

Конгресс учредил Администрацию регулирования сельского хозяйства (ААА). Стремясь поднять цены на сельскохозяйственную продукцию, она выдавала денежное вознаграждение тем фермерам, которые сокращали посевы и поголовье скота.

В целях сокращения безработицы правительство осуществляло программу общественных работ. Безработные привлекались на строительство мостов, дорог, стадионов. Создаются трудовые лагеря для безработной молодежи.

Под воздействием рабочего и демократического движения «новый курс» в 1935 г. вступил во второй этап, когда был осуществлен ряд социальных реформ, в частности проведено рабочее законодательство. Конгресс принял закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с предпринимателями. Впервые в США был принят закон о социальном страховании, предусматривавший пособие по безработице и пенсию по старости. Специальным законом устанавливался минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочей недели (был предусмотрен также постепенный переход к 40-часовой рабочей неделе).

В 1937 г. США вновь охватил экономический кризис, из которого удалось выйти лишь после начала Второй мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: