double arrow

Уроки восстания. Великая эмиграция. Поиски новых путей борьбы


Со времени подавления восстания 1830—1831 гг. и до начала 40-х гг. XIX в. в польском освободительном движении произошли важные перемены, связанные с осмыслением уроков восстания и выработкой новых путей борьбы. Этим процессом была охвачена в первую очередь польская эмиграция в Европе, насчитывавшая около 9 тыс. человек и включавшая в себя политическую и интеллектуальную элиту. Получившая название Великой эмиграции, она осела прежде всего во Франции и частично в Англии и Бельгии. Среди поляков, покинувших родину, были представители всех сословий. В эмиграции находился цвет польской интеллигенции (И. Лелевель, Ф. Шопен, А. Мицкевич). Хотя эмиграция не была политически однородной, ее тем не менее объединяла общая идея продолжения борьбы за освобождение польских земель. Упорно готовилось новое восстание, среди поляков крепло убеждение в его скором начале.

Виднейшим политиком Великой эмиграции был А. Чарторый-ский, сторонники которого объединялись вокруг его парижской резиденции — «Отеля Ламбер». Деятельность этой группировки

постоянно напоминала о существовании польского вопроса. Однако неблагоприятная международная обстановка не могла принести главного результата — изменения условий политической жизни польского народа. Лагерь Чарторыйского ограничивал свою программу национально-освободительными лозунгами без серьезных социальных реформ. Самое большее, на что он соглашался, — замена крестьянской барщины чиншем, размер которого устанавливался бы по согласованию с помещиками. Это крыло эмиграции ориентировалось главным образом на имущие слои. Лишь после 1840 г., видя бесперспективность подобной тактики, представители правого лагеря стали работать и среди крестьянства.




Демократическое направление было представлено рядом организаций. Наиболее крупной и влиятельной среди них явилось Польское демократическое общество, насчитывавшее свыше 4 тыс. членов и просуществовавшее с 1832 по 1863 г. Его программа связывала вопросы борьбы за независимость с социальными преобразованиями и указывала на губительность политики аристократов и помещиков.

Некоторая ограниченность позитивной части требований была обусловлена принадлежностью авторов программы к шляхетскому сословию и боязнью оттолкнуть шляхту от освободительного движения. Рассчитывая на участие в будущем восстании всей шляхты, Польское демократическое общество не посягало на помещичье землевладение и высказывалось за передачу крестьянам лишь их наделов.

Более радикальную программу провозгласила организация «Люд польский», созданная в Англии под руководством С. Вор-целя и Т. Кремповецкого. Составной частью мировоззрения идеологов этой организации являлись идеи утопического социализма. По их мнению, существовала неразрывная связь между борьбой за независимость и социальной революцией. Они резко отрицательно относились к своекорыстию имущих сословий и к шляхетским предрассудкам. Однако влияние «Люда польского» было весьма ограниченным.

В конце 30 — начале 40-х гг. XIX в. активизировались тайные общества непосредственно в польских землях. В Царстве Польском развертывается деятельность «Содружества польского народа», «Крестьянского союза» П. Сцегенного, в Познани — «Союза плебеев». Для этих организаций были характерны смешанный состав и стремление к борьбе за свободную, демократическую Польшу, которая покончит с сословными различиями, введет равенство и гражданские свободы.







Сейчас читают про: