Польская культура эпохи романтизма

После подавления восстания 1831 г. и усиления наступления на польскую автономию роль центров польской культуры на вошедших в состав Российской империи землях Речи Посполитой была решительно ограничена. Российские власти всячески препятствовали развитию польской культуры, науки и образования.

В первые послеповстанческие годы центр польского художественного творчества перемещается в эмиграцию, в первую очередь во Францию. Воспоминания молодости, горечь поражения, контакты с европейской интеллектуальной элитой и, конечно же, талант творцов — все это стало основой для появления зрелых, общественно значимых, подлинно национальных произведений. Эстетика романтизма позволила порвать с тесными канонами классицизма и его салонной культурой, выступить против проповеди примирения с действительностью. Романтики, черпавшие вдохновение в народной культуре, чувствовали свою гражданскую ответственность перед обществом, старались стать его рупором. Этим объясняется их исключительная роль в формировании польского национального и политического сознания в XIX в.

Золотой порой романтической поэзии были 30-е гг. В этот период созданы самые известные произведения А. Мицкевича (1798—1855) — III часть драматической поэмы «Дзяды» и эпопея «Пан Тадеуш». Позднее Мицкевич ярко проявил себя как историк литературы и публицист.

В эти же годы с большой силой зазвучал голос Ю. Словацкого (1809—1849), драматурга и поэта с богатейшей творческой фантазией. Из его многочисленных поэтических произведений наиболее типичной для той эпохи была поэма «Кордиан». В основе большинства драматических произведений Словацкого лежат сюжеты из польской истории, начиная с легендарных времен и вплоть до XIX в. Прекрасным образцом романтической литературы явилась его неоконченная поэма «Бенёвский», в которой поэт затронул животрепещущие вопросы политической и художественной жизни.

Среди видных поэтов той поры аристократическим происхождением выделялся 3. Красиньский. В своем творчестве он пытался примирить свои консервативные взгляды с патриотическими идеями. Красиньский считал, что шляхта может договориться с народом и вместе преодолеть социальные противоречия. Его самым известным драматическим произведением стала «Небожественная комедия».

В последующие годы среди польской интеллигенции получает распространение мессианизм, приписывающий польскому народу исключительное предназначение. Влияние мессианизма испытали на себе и польские поэты-романтики.

Польскую музыку прославил Ф. Шопен (1810-1849). В 1830 г. он навсегда покинул родину, и расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции. Его музыка имела подлинно романтическое звучание и выражала глубокие человеческие чувства. Мастерски использовав народные мотивы, Шопен придал своим

произведениям истинно польский характер. Особенно велик его вклад в развитие фортепьянной музыки. Из композиторов, творивших в польских землях, выделялся также С. Монюшко (1819-1872), наиболее известные оперы которого — «Галька» и «Страшный двор» («Зачарованный замок»).

В отличие от литературы и музыки не лучшие свои времена переживал театр. Редкостью становились любительские спектакли, характерные для салонов эпохи Просвещения. В театрах с постоянной труппой изменился репертуар. Для привлечения зрителей игрались невзыскательные комедии, фарсы и водевили.

Серьезные трудности переживало изобразительное искусство. В Варшавской и Краковской школах изящных искусств господствовал закостенелый академизм. Лишь в 50-е гг. были предприняты попытки преодолеть застой в живописи. В частности, В. Герсон обратился к сельскому пейзажу. Своим талантом выделялся П. Михаловский, незаурядный портретист, мастер рисунка, автор полотен с изображением батальных и бытовых сцен.

Новые формы пробивали себе путь в архитектуре и градостроительстве. Здесь доминировали неоготика, позже — неоренессанс. Градостроительство развивалось по образцу столиц метрополий.

Значительной неравномерностью в развитии характеризовалось школьное образование в отдельных землях. Наиболее успешно начальная школа развивалась в прусской части, где в 1825 г. было введено обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет, отставала — в Царстве Польском и особенно в Галиции. В середине века в Пруссии около 90% польских детей имели начальное образование, в Царстве Польском и Галиции соответственно 28 и 20%.

Почти полностью были онемечены государственные средние школы в прусской и австрийской частях польских земель и русифицированы — в западных губерниях России, где поляки составляли немалый процент населения. В Царстве Польском преподавание, правда, велось на польском языке, но после восстания 1830—1831 гг. здесь было решительно ограничено число учащихся. Если до восстания в гимназиях училось около 6 тыс. человек, то в 1855 г. — менее 3 тыс.

Практически прекратили свое существование польские высшие учебные заведения. После событий 1830—1831 гг. были закрыты Варшавский и Виленский университеты, Кременецкий лицей. Австрийское правительство сохранило немецкий в качестве языка преподавания в Львовском университете, а после включения в 1846 г. Кракова в состав Австрии стало вводить его в Ягеллон-ском университете. Школа изящных искусств и Агрономический

институт в Варшаве не могли заменить отсутствия университета. Правда, в 1857 г. там стала действовать Медико-хирургическая академия, а в 1862 г. вместо нее была создана варшавская Главная школа.

По-прежнему серьезные трудности переживала наука. Заметные достижения можно отметить лишь в гуманитарных дисциплинах, особенно в истории и философии. Главным центром изучения философии была Познань, в 40-е гг. лидировавшая в издании журналов и популярной литературы. А. Чешковский, Б. Трентовский, К. Либельт и другие последователи гегельянства разрабатывали польскую философию мессионизма. В ее основе лежали вера в возрождение человечества с помощью невинной жертвы, принесенной польским народом (по аналогии с жертвой Христа), отрицание социального радикализма и революционных методов борьбы. Э. Дембовский, напротив, также следуя гегелевским идеям, пропагандировал решительные революционные действия.

Крупнейший историк-романтик И. Лелевель оставил после себя труды по польской и всеобщей истории, методологии и методике исторических исследований, вспомогательным историческим дисциплинам. Его концепции и научные методы оказали влияние на современников и последующие поколения ученых. Важное значение для дальнейшего развития исторической науки имела собирательская деятельность библиотек: Красиньских — в Варшаве, Э. Рачиньского — в Познани, Т. Дзялыньского — в Курнике, Оссолиньских — во Львове и польской библиотеки — в Париже.

О. Кольбе в 1857 г. издал «Песни польского народа», положив тем самым начало сбору и систематизации обычаев, обрядов, песен, сказок, пословиц и поговорок польского народа. Большинство собранных материалов, ставших солидной основой для развития польской этнографии, было опубликовано в издании «Люд».

Определенные сдвиги к лучшему в естественных и технических науках произошли лишь во второй половине XIX в. Было реорганизовано Краковское научное общество, в 1857 г. возникло Общество друзей науки в Познани. Заметными были достижения в медицине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: