double arrow

Предмет, задачи и методология изучения истории

Этапы закрепощения крестьян

Таблица. Основные этапы закрепощения крестьян
Период Краткая характеристика этапа
XIV–XV вв. Введение устной, а затем по грамотам в отдельных землях регламентации срока перехода крестьян от одного феодала к другому в определенное время – Юрьев день.
Кон. XV – кон. XVI вв. Введение по судебникам 1497 и 1550 гг. – общегосударственной регламентации выхода крестьян в Юрьев день, определение размеров пожилого – платы крестьянина феодалу в связи с переходом к другому хозяину. По судебнику 1550 г. закреплялась ответственность феодала за крестьян, и феодал становился «государем» для крестьянина. Т.е. юридически крестьяне приближались к холопам.
80-90-е гг. XVI в. введение заповедных лет – срока, в течение которого крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому. 1581 г. – в некоторых местах, 1582 г. – везде.
1/2 XVII вв. введение урочных летсрока сыска беглых крестьян (от 5 до 15 лет).
1649 г. Введение соборным уложением царя Алексея Михайловича бессрочного сыска беглых крестьян государством. Окончательное оформление крепостного права.

(Семинар №1)

1) В чем сущность исторического знания, предмета истории?

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История - составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

^ Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов - событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

^ Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всем его многообразии.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.

Выделяют три концепции исторического процесса. В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления - формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения - локальные цивилизации. В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное, прежде всего, деятельность исторических личностей. Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: «Бедность почвенно-климатичёских условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления; влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства; заимствование христианства у Византии, которое привело к упрочению авторитарной власти».

Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития - формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

^ Изучение курса «Отечественная история» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая. Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная. Существует такой афоризм «История – наставница жизни». Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др. человеческим качествам. Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

^ 2. Восточные славяне и их соседи в древности

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы - западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян. Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню.

В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в «Повести временных лет» (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с их прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнине: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.

Соседями славян на востоке были кочевые народы (степняки) - половцы, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге - с Византийской империей. С VII в. восточными соседями Киевской Руси стали Волжская Булгария, Хазарский каганат.

Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина. С появлением имущественного расслоения на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – вервь. Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль. У славян была распространена охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.

Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки», связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Политической основой союзов восточнославянских племен являлась «военная демократия» - переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди - князья, которые осуществляли управленческие и военные функции.

Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы – языческие жрецы. Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах, в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств). С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. В дальнейшем славяне все более поклонялись Сварогу - богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем большую роль начинает играть Перун - бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес (Волос) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь - богиня плодородия и др. Среди покровителей славян были и боги низшего порядка – домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: