double arrow

Каковы общепринятые методы изучения истории?

Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. История России рассматривает общественно-политические процессы и движения, деятельность различных политических сил и партий, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах и экономической политике.

Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.

При изучении и исследовании истории России используют следующие методы:

1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам), или эпохам, а внутри их — по проблемам;

3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

4) значительно реже применяется синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований. Последний из указанных методов, который историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности.

Методы истории:

Идеографический – описание исторических событий и явлений

Проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени

Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий

Синхронный - изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

Системный - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени

Типологический – классификация исторических явлений, событий и объектов

Функции истории:

Воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

Познавательная – выявление закономерностей исторического развития

Практически-рекомендательная - выработка научно обоснованного политического курса

Прогностическая – предвидение будущего

Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества, личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: