double arrow

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма


Формирование сословной организации общества.

Время с конца XV в. по XVII в. характеризуется в отечественной истории как период сословной феодально-крепостнической монархии (период между окончанием феодальной раздробленности и абсолютизмом). Укрепляя централизованное государство, монархи – великие князья Иван III, Василий III, царь Иван IV стремились найти опору в сословном строе. Сословия – общественные группы людей феодального общества, различное положение которых в государстве определяется юридическими актами. В рассматриваемый период в силу экономических и политических причин одни сословия сформировались и законодательно закрепились как привилегированные, другие были отнесены к категории податного населения.

Государственной формой землевладения была феодальная вотчина. Земля принадлежала феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать не только родственникам, но и другим владельцам вотчин. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин (князья, бояре) часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. Дворян называли также помещиками (от слова «поместье»).




С XIV в. начался рост монастырского землевладения. Богатство монастырей росло потому, что их земли не делились между наследниками, как было после смерти светских землевладельцев. Русские князья, заинтересованные в поддержке церкви, заменили налог в ее пользу – десятину – раздачей земель. Ордынские завоеватели не посягали на захват земель православной церкви. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (около 1321-1391гг.) в 70 км от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия построили в XIV-XV вв. около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

В XIV в. появился новый термин «крестьяне», означавший складывание нового социального слоя, ставшего самым крупным в русском обществе угнетаемым классом. Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. В ходе этого процесса исчезали формы социальной зависимости «смердов», «закупов», «изгоев», а к началу XVIII в. и холопов.



Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин – «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к «черноземельцам» выступало государство.

С ростом городов, которые в России сохраняли зависимость от феодального государства, увеличивалось число ремесленников, купцов, занимавшихся в основном торговлей сельскохозяйственной продукцией. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежащих боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла.

С XVI в. берет начало формирование особого социального слоя – казачества. На Дону появились поселения ушедших из центра вольных людей. Необходимость постоянной борьбы с нападениями внешних врагов вызвала создание у казаков прочной военной организации, построенной на демократической по тем временам основе. Все внутренние проблемы (выбор атаманов, хозяйственные дела), судебные вопросы решались на общем сходе – круге. Российские власти оказывали помощь казачеству, стремясь опереться на него в обороне границ государства.



Сословную организацию феодального российского общества, сформировавшуюся в XV-XVII вв., многие историки характеризуют как самодержавно-государственно-крепостническую. С одной стороны сложился сословно-представительный орган – Земский собор. Но ведущая роль в управлении страной сохранялась за самодержавным монархом – царем.

Иван IV (1530-1584гг.), провозглашенный в 1547г. первым русским царем, в борьбе за укрепление государственной власти стремился опереться на Земский собор («Великую земскую думу») как высшее законосовещательное сословно-представительное учреждение. Собор состоял из Боярской думы (полного состава бояр), Освященного собора (совета церковных иерархов во главе с митрополитом), собрания представителей «от всякого чина людей» (поместного дворянства, купцов, ремесленников, свободного крестьянства) – то есть практически выражал в той или иной степени мнение народа (поэтому некоторые историки говорят о «Народной монархии» в тот период).

Первый Земский собор (1549г.) называют «Собором примирения». На нем Иван IV призвал представителей всех сословий оставить вражду между собой и объединиться вокруг него как Православного государя. Созыв Земского собора – свидетельство превращения России в сословно-представительную монархию. Соборы не ограничивали самодержавную власть царя. Но совет его с представителями «земли» укреплял традицию общинного и вечевого самоуправления, развивал особую московскую народную форму государственной монархии.

Царский Судебник Ивана IV (1550г.) усиливал централизованную власть и ответственность за государственные преступления. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но вдвое была увеличена плата за пожилое. Это означало дальнейшее закрепощение крестьян. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649г.) окончательно закрепило крестьян за землей и ее владельцем.

Каковы же предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма? Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии, опиравшейся на Земский собор, к чиновническо-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь как идеологический институт.

Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном уложении 1649г. и нашло выражение в структуре центрального и местного государственного аппарата России. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Велики и Малыя и Белая России самодержец…».

С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении России с Украиной в 1653г. Окрепшее самодержавие больше не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами. Изменения в организации местного самоуправления также отражали тенденцию к централизации и утрате выборного начала. Власть в уездах (их насчитывалось свыше 250) сосредотачивалась в руках воевод, заменявших всех должностных лиц и земские выборные органы.

Православная церковь, охватывающая всю территорию страны (насчитывалось около 15 тыс. церквей), претендовала на большую власть. Конфликт церкви и государства, внешне выразившийся в разногласиях патриарха Никона и старообрядцев, принял открытый характер. Церковный собор 1666г. вынес решение угодное царю, сместил Никона с поста патриарха, отправил его простым монахом в монастырь.

Переход к абсолютизму ускорялся и в связи с осложнением внутренней обстановки. Вершиной ее кризисного состояния стала крестьянская война под руководством С.Т. Разина (1667-1671гг.).

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Дайте определение политической раздроблен- ности. 2. Какие причины привели к распаду Киевской Руси? 3. Когда Русь вступила в полосу политической раздробленности? 4. Назовите наиболее крупные уделы, на которые распалась Киевская Русь. 5. Почему Новгород назывался феодальной рес- публикой? 6. Кто мог быть участником новгородского вече? Какие вопросы и как решало новгородское вече? 7. Назовите первое упоминание о Москве. 8. На каких условиях владели землей дворяне и бояре? 9. Когда и при каком правителе произошло объединение монгольских племен в единое государство? 10. Какие повинности, дань и налоги накладывали на русское население монголо-татары? 11. Кого монголо-татары освободили от уплаты дани? 12. В чем причина возвышения Москвы? 13. Перечислите основные группы населения, характерные для XII-XV вв.; охарактеризуйте их социальное и правовое положение. 14. Назовите факторы, способствовавшие объеди- нению отдельных земель в единое российское государство. 15. Какую роль в процессе централизации российского государства сыграла Русская Православная Церковь? 16. С какого момента Русская Православная Церковь становится независимой от констан- тинопольского патриарха? 17. Почему центром объединения русских земель стало Владимиро-Суздальское, а не Галицко- Волынское княжество или Новгородская феодальная республика? 18. Что такое феодальный иммунитет? Какие иммунитетные права были у феодалов к XV в.? 19. Как изменилась территория Московского княжества за время правления Ивана III? 20. Что такое сословно-представительная монархия? 21. Какие сословия были представлены на Земс- ком соборе? Когда был первый Земский собор? 22. Охарактеризуйте приказную систему. Какие приказы Вы можете назвать? 23. Что такое опричнина? Из кого набирались опричники? 24. Когда в России было учреждено патриаршество? Какое значение это имело для России? 25. Что, на Ваш взгляд, послужило причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова? 26. Какие кандидатуры возможного царя обсуждались на Земском соборе 1613г.? Почему Михаил Федорович Романов устраивал всех? 27. В каких областях промышленности появляются мануфактуры в первую очередь? 28. Чем было вызвано массовое бегство крепостных крестьян на Дон в середине XVII в.? 29. Когда было принято решение о воссоединении России с Украиной? На каких условиях вошла Украина в состав российского государства? 30. Каково значение Соборного уложения 1649г. в складывании российского абсолютизма?    
Задания. Тесты. Ответы.
1. Как называлась дань, установленная Золотой Ордой для русских земель: а) выход; б) полюдье; в) ясак. 2. Какого русского князя называют «первым собирателем Руси»: а) Александр Невский; б) Иван Калита; в) Дмитрий Донской. 3. Когда митрополит Петр перенес центр Русской Православной церкви из Владимира в Москву: а) в 1309г.; б) в 1326г.; в) в 1340г. 4. Когда двуглавый орел стал русским гербом: а) в 1447г. при Василии II; б) в 1472г. при Иване III; в) в 1521г. при Василии III. 5. Как называлась столица Золотой Орды: а) Каракорум; б) Астрахань; в) Сарай. 6. Кто был автором теории «Москва – третий Рим»: а) Иов; б) Филофей; в) Макарий. 7. Кто из русских князей первым принял титул «Государь всея Руси»: а) Семен Гордый; б) Василий II Темный; в) Иван III. 8. Какой документ впервые запретил переход крестьян от одного владельца к другому: а) Судебник 1497г.; б) Судебник 1550г.; в) Указ о «заповедных летах». 9. Выберите верные определения опричнины: а) форма частного землевладения; б) территория, выделенная из состава государства; в) система новых налогов на содержание армии; г) особая группа царских подданных, отделенная от остального государства; д) аппарат государственного террора. 10. Кто из русских царей был последним пред- ставителем династии Рюриковичей: а) Иван Грозный; б) Борис Годунов; в) Федор Иванович. 11. Кто был первым русским патриархом: а) Макарий; б) Филарет; в) Иов. 12. В память о каком историческом событии в 1554-1561гг. в Москве был воздвигнут Покровс- кий собор (храм Василия Блаженного): а) присоединение Новгорода; б) отмена опричнины; в) взятие Казани. 13. Кто из русских царей был изображен на стволе Царь-пушки Андрея Чохова: а) Борис Годунов; б) Федор Иванович; в) Иван Грозный. 14. Каких крестьян в XVI-XVII вв. называли черносошными: А) государственными; б) вотчинные; в) монастырские. 15. В царствовании какого монарха прекратилась деятельность Земских соборов: А) Михаила Федоровича; б) Алексея Михайловича; в) Петра Алексеевича.    






Сейчас читают про: