Исходные кирпичики - род и племя

Важность родового периода в истории, например, славян невероятно ве­лика, хотя бы потому, что от первого упоминания о венедах (III в. н.э.) до первых государственных объединений славян (630 г н.э.), прошло три века.

Прямым указанием на родовую орга­низацию служит наличие тотемных животных. У славян известны покло­ нения ворону, соколу, волку, бобру, кунице и др. Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, а со временем стал могущественной державой, которая включала значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Другие племена, а их большинство, канули в безвестность, почти ничего не оставив после себя. Это и неудивительно, поскольку родоплеменной строй — это еще ранний, дописьменный этап существования человечества. В эпоху бронзы (III—II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомб-

ной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племе­на, получившие свое название от известного кургана в г. Майкопе. Они дав­но вымерли, а об их существовании мы знаем только по археологическим раскопкам.

Напротив, племена пуштунов в Афганистане, корни которых тоже ухо­дят в глубокую древность, не только существуют сегодня, но способны даже противостоять великим державам, обладающим ядерным оружием. Их не могли покорить ни Великобритания в XIX в., ни СССР в XX в. Только США в XXI в. удалось установить в Афганистане хрупкое равновесие, договорив­шись с воинственными племенами и пообещав им крупную финансовую помощь. С давних времен чукчи и эскимосы жили территориально-родствен­ными группами. Общинно-родовой строй и родовые традиции сохранились местами в этом регионе вплоть до начала XX в.

В течение многих столетий племя было единственной социальной орга­низацией, которую знали африканцы, нередко и сейчас, в начале XXI в., пре­жние представления определяют их общее мировоззрение и действия, их отношение как со своими соплеменни­ками, так и с окружающим миром.

Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубеж­ной литературе чаше всего именуются кланами, локальными группами и ли-ниджами1, а в отечественной — рода­ми. Принципиальной разницы между этими терминами нет.

Термин tribe (племя) был введен в научный оборот в XIX в. сторонниками эволюционистских и расовых тео­рий, которые с его помощью хотели резко отделить общество белых людей, продвинутое и высокоразвитое, от более примитивного и, с их точки зрения, неорганизованного общества представителей небелого населения, прежде всего Южной Африки и Родезии2. Появившись поначалу как чисто научный термин, он впоследствии превратился в общеупотребительное клише, име­ющее четко выраженные политические оттенки. Именно этим он и не нра­вился антропологам и социологам, которые всегда выступали за равенство всех культур и обществ. Они стремились, сохранив само слово, наполнить его иным, прежде всего научно-нейтральным, содержанием, поэтому важ­нейшей характеристикой родоплеменного строя они стали считать сохране­ние линиджа — цепочки предков, берущей начало от прародителя рода. Не устраивал он антропологов и по другой причине: слишком разноплановыми были те общества, которые пытались объединить общим термином tribe. А из-

1 Линидж (англ. lineage от лат. linea — линия, ряд, поколение, род) — система чьих-то родственнике!)начиная с самых первых колен.

2 Wiley Д.Using «tribe» and «tribalism» categories to misunderstand african societies. — http:// www.sas.upenn.edu/African_Studies/K-12/T ribe.html.

вестный американский антрополог М. Фрайд предложил его и вовсе исклю­чить из лексикона. Тем не менее термин сохранился. Более того, он оказал­ся чрезвычайно полезным при описании пережиточных форм социального устройства, сохранившихся в индустриальном и постиндустриальном обще­стве под названием трайбализма (о нем пойдет речь далее).

Родоплеменной строй — это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей чис­ленностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари) и мульти-национальные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как, например, народность фулани (Fulani).

Племенем в зарубежной антропологии чаще всего называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно — родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка та­кого общества — это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледели­ем, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охот­ников и собирателей. Плотность населения колеблется от ] до 250 человек на 1 кв. км. В отечественной этнографии под племенем принято понимать тип этнической и социальной общности людей первобытно-общинного строя из нескольких родов, основанной на этнической и социальной однороднос­ти родов (кровнородственных связях, единстве территории, языка, обыча­ев, культа, проявлений самосознания). Складывание племен начинается в пе­риод неолита. Образуется самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей, образуются союзы племен, которые в период завоева­ний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более круп­ных общностей — народностей.

Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используются лук со стрелами, силки, ло­вушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной охотой получила развитие ин­дивидуальная с засадами и подкрадыванием, была приручена собака. Про­стое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходи­мый продукт и только как исключение избыточный. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллектив­ной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запру­ды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда: топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения — являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу также была кол­лективной. Распределение ее было уравнительным.

Род представляет собой совокупность кровных родственников, происхо­дящих от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связан­ных кровными узами. Там, где происхождение считается по женской линии (было общераспространено в архаическом периоде), род состоит из предпо­лагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предпола­гаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Со-

временная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия.

Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом об­ладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседнев­ной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.

Структуру органов власти родовой организации можно представить сле­дующим образом: общее собрание рода; совет старейшин (старейшина); вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охо­ты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для реше­ния особо важных дел собирался совет старейшин.

Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный оратор. Впрочем, и сегодня представители власти выдви­гаются по тем же самым критериям. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, прика­зов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда ис­полнялись. Ослушавшиеся подверга­лись осуждению со стороны всех членов коллектива.

Согласно мнению Льюиса Моргана" (1818—1881), именно родовая организа­ция вывела человечество из стадии ди­кости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки перво­бытного общества. Историю человече­ства Морган разделил на два периода: ранний, когда общественный строй ос­новывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только бла­годаря родовой организации, самому устойчивому и универсальному инсти­туту древнего общества, возможна преемственность развития культуры. Пер­вобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт.

3 Он был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защи­ту «краснокожих». В качестве адвоката Морган успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвяшен в члены индейского племени сенека.

важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимство­вали у более развитых. Морган полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальны­ми людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал

распространяться по всему свету. При­чиной заимствования родовой органи­зации одними народами у других слу­жит ее очень высокая эффективность. Морган был одним из первых ис­следователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию род­ства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они посту­пили на вооружение современной ан­тропологии.

Согласно его воззрениям, материнский род включал праматерь, ее детей, детей ее дочерей и детей ее женских потомков; дети ее сыновей и дети ее мужских потомков принадлежали к другим родам, а именно к родам своих матерей. Родовая организация не допускала браки в пределах рода. Покоясь на родственных узах как связующем начале, род предоставлял каждому сво­ему члену такую личную защиту, какую не могла ему дать никакая другая организация. В эпоху открытия Америки европейцами племена американ­ских индейцев были организованы в роды по женской линии. Во всей тузем­ной Америке род получал свое имя от какого-нибудь одушевленного или неодушевленного предмета, но никогда — от человека. У некоторых племен, например, у моки, оседлых индейцев Аризоны, члены рода вели свое про­исхождение от того животного, имя которого они носили, веря, что их отда­ленные предки были превращены Великим духом из животных в людей.

Род стал основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды. Вторым этажом служила фратрия — соединение родственных родов, объ­единившихся в более высокую ассоциацию для общих целей. Фратрия была второй ступенью организации в греческой социальной системе. Она состоя­ла из нескольких родов, соединившихся для общих им всем, преимуществен­но религиозных целей. Фратрия имела естественную основу в родственной связи, несколько родов одной фратрии, были, вероятно, подразделением одного начального рода, память о чем сохранялась преданием. Третьим эта­пом пирамиды было племя — соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Четвертый этап — конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалек­тах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству.

На ранних этапах первобытного общества род и община, по всей види­мости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных се­мей. Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те, в свою очередь, — на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называ­ют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате ис-

кусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в пле­мена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родствен­ников, объединенных отношениями обшей собственности, взаимного насле­дования, взаимопомощи и взаимозащиты, они имели свои тотемные имена Род имел право адопции, отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг-друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, при выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства! особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры — бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социаль-но-потестарными функциями4.

Современные американцы являются потомками нескольких волн мигра­ций народов Евразии на континент. В Северной Америке к моменту коло­низации насчитывалось до 12 разновидностей культур. Все они достаточно отличались друг от друга способами ведения хозяйства. Внутри культурных типов также существовали различия, связанные с этническим происхожде­нием, социальным и политическим устройством, хозяйственным укладом. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляло не­сколько конфедераций племен: конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, конфедерация криков (6 племен), конфедерация От­тава (3 племени), лига дакота (7 «огней совета»), конфедерация моки (7 пу­эбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен.

Конфедерация, или лига, ирокезов была самым важным политическим образованием, созданным коренными американцами за все время колони­зации континента. Лига имела эффективную политическую систему и свод законов — конституцию, записанную на 114 вампумах. Главным ее законом был Кайнерекова (Великий закон мира), который запрещал ирокезам уби­вать друг друга. Созданная до прибытия европейцев конституция ирокезов в дальнейшем оказала влияние и на создание конституции Соединенных Штатов. Все племена лиги были достаточно свободны в решении собствен­ных вопросов. Совет лиги состоял из 50 мирных вождей, где каждое племя имело строго определенную квоту: онондага— 14 вождей, кайюга— 10,оней-да — 9, мохок — 9, сенека — 8. Главным вождем (тадодахо) всегда был пред­ставитель онондага. На советах мохок, онондага и сенека назывались «стар­шие братья», а онейда и кайюга — «младшие братья». Все решения совета должны были приниматься единогласно. Вождей выбирали женщины, так как ирокезское общество было матриархальным. Вожди сохраняли свой ста­тус пожизненно, хотя могли его лишиться за недостойное поведение и не­компетентность5.

Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ.

4 История мировых цивилизаций. — http://www.distance.ru/4stud/Limk/iinc/imc09.html. 1 См.: Лиги ирокезов. — http://www.mesoamerica.ru/indians/north/ir_history.html.

строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой (народным собра­нием) и басилевсом (военачальником). Народ был свободен, а его учрежде­ния демократичны.

Племена образуются двумя главными путями — отпочкованием и объ­единением. В густо населенном или перенаселенном районе, где не хватает ресурсов, от главного ствола отделяется часть племени и перебирается на новое место жительства. Племена, образовавшиеся делением, вначале гово­рят на одном языке либо на диалектах одного и того же языка. Процесс рас­членения у американских индейцев совершался в течение нескольких тыся­челетий, пока из 70 стволов, соответствующих такому же числу языковых семей, не сформировалось несколько сот племен. Морган выделил следую­щие функции и признаки индейского племени:

♦ обладание территорией и именем;

♦ обладание особым диалектом;

♦ право вводить в должность избранных родами сахемов и вождей;

♦ право смещать этих сахемов и вождей;

♦ обладание религиозными верованиями и культом;

♦ высший правящий орган — совет вождей;

♦ в некоторых случаях — верховный вождь племени.

Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков: кров­ного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, явля­ется кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой — территориальным союзом, поскольку груп­пы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню.

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: