Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны, касты

Самые первые центры с явными чертами урбанисти- ческой культуры и ранние протогосударственные обра- зования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н. э. Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н. э. по раскоп- кам в Хараппе и Махенджо-Даро. Благодаря историко-религиозному памятнику куль- туры - Ведам - можно понять, что племенам, ре- шившим переселиться на территорию Древней Ин- дии, пришлось вести борьбу с коренным населением. Устройство городских поселений говорит о высо- коразвитой материальной культуре, о высокой сте- пени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии посте- пенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельно- сти кочевниками-скотоводами, расселившись по этой территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия. Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имуществен- ным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиле- ние роли в обществе родовой и военной знати. Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахма- ны (они были хранителями ритуально-культовой \У практики племени), вторая - правители-воена- чальники, или, как их еще можно назвать, аристо- краты-кшатрии. Со временем должность раджи ста- новится наследственным институтом власти. Правитель являлся главой аппарата админист- рации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения. Остальная (большая) часть общества была пред- ставлена свободным, но незнатным населением. В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и пред- ставителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жреца- ми-брахманами, власть которых состояла в монопо- лии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового обществен- ного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как ォварнаサ, что можно трактовать как ォвидサ или ォразрядサ. Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии офор- мились четыре основные варны. Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, воз- никла варна жрецов-брахманов, из его рук - вар- на кшатриев, из бедер - варна простых зем- ледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и наконец из ступней первочело- века возникает четвертая варна неимущих и непол- ноценных членов общества - варна шудр.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Царские земельные владения находились под не- посредственным управлением царя и его двора. Са- мой крупной административной единицей была про- винция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, наследуемых сыновьями царя, и погранич- ные провинции, управляемые другими членами царст- вующего дома. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ при помо- щи собственной дружины, используемой в качестве ап- парата принуждения. Менее крупной административ- ной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход ォс горо- даサ. Существовало четыре вида сельских областей, со- стоящих из 800,400,200,10 селений и соответствую- щих им в органах местного управления управителей. В обязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий, выпол- няли обязанности судей. Для делопроизводства при- менялись нормы обычного права, которое представ- ляло собой систему религиозно-правовых воззрений с их мифологическим обоснованием. Цивилизация Древней Индии относится к так на- зываемым речным цивилизациям. Для строения жиз- ненно важных ирригационных систем необходимо было организовать членов всей общины, используя по мере надобности право на легитимное примене- ние силы. Данный тип государственного устройства получил название восточной деспотии. Он характе- ризовался отсутствием частной собственности на землю, земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свобод- ные общинники. Наиболее важные вопросы внутри- общинной жизни решались на общинных сходках. Высшей судебной инстанцией был суд, в кото- ром участвовал сам царь или замещающая его судеб- ная коллегия - (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, ォокруженного тремя судьямиサ. Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли ォнадзор за ворамиサ. Обычное право носило наказательный характер, сами же наказания носили черты архаического общества, отличаясь крайней жестокостью. Армия как инструмент правящих кругов играла ог- ромную роль в государствах Древней Индии. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемни- ков, воинов, поставляемых отдельными объединени- ями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Служба в армии была обус- ловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. Другим ォдваж- ды рожденнымサ, брахманам, надлежало молиться. Итак, спецификой древнеиндийского строя был кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой - кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшат- риев. Третьей кастой были вайшьи - торговцы. И по- следней кастой были шудры - земледельцы. В систему индийского общества не включались так называемые неприкасаемые. Это были изгои без роду и племени. Они жили отдельно от всех осталь- ных каст и выполняли самую грязную работу. Система каст была застывшей: переход из одной касты в другую запрещался.

Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

В период раннего средневековья варны, хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность.

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: