Переход к Империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдикт Каракаллы

Государственный строй Римской республики.

Основные этапы римской государственности. Царский период. Реформа Сервия Туллия. Установление республиканского строя.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ Римское государство является последним образ- цом типа рабовладельческого государства. Перио- дизация Римского государства следующая: 1) период разложения родового строя и возникно- вение римского рабовладельческого государства (753—509 гг. до н. э.); 2) период республики (509-27 гг. до н. э.). Пе- риод высшей ступени развития рабовладельче- ского общества и государства в Риме; 3) период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.). Последний делится на два этапа: а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.); б) доминат (абсолютная монархия) (284—476 г г. н. э.). На данном этапе происходит кризис и раз- ложение римского рабовладельческого общества и государства. Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски. Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся еди- ницей и, подобно греческому роду, был отцовский. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян воз- никает неравенство. В противовес роду усилилась пат- риархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, ста- новиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и лю- дей, находящихся в различных видах зависимости. Происходит разложение родовой организации римлян. Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно ла- тинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужа- ков. Эти поселенцы получили название плебс, т. е. множество. Плебеи были свободными, добились пра- ва частной собственности на землю, занимались ре- меслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущест- во, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями. Первоначально плебеи не входили в родовые органи- зации коренных римлян, были политически бесправ- ны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме пат- рициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты. Клиент находился в личной и на- следственной зависимости от патрона (покровителя). На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы. Ранний Рим еще сохраняет черты военной демокра- тии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В куриях участвовали все взрос- лые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, от- носящимися к культуре, семейными отношениями и де- лами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан. Во главе всей общины стоял царь (реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важ- ными полномочиями обладали жреческие коллегии. РЕФОРМЫ СЕРБИЯ ТУЛЛИЯ. ЛИЦИНИЕВ ЗАКОН Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно рим- ские граждане, так называемые патриции, и их об- щественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатней- ших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли прини- мать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу нарав- не с патрициями, платили налоги. Для исторического этапа перехода от царства к рес- публиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое пле- мя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образо- вывали курию (то же самое, что греки называли фрат- рией). Курии образовывали общее Народное собрание римской общины (куриатные комиции), решающее вопросы смертной казни, объявления вой- ны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компе- тенцию римского совета старейшин - Сената. Воен- ное предводительство, верховные жреческие и неко- торые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, ка- сающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и са- мой важной была реформа, которую историческая тра- диция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э. Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имуще- ственных разрядов. К первому разряду были от- несены патриции и плебеи, имущество которых оце- нивалось 8 100 тыс. ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к тре- тьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну-единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролета- риями (от римского ォпролесサ - ォпотомствоサ). В На- родном собрании граждане выстраивались и голосо- вали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных окру- га - трибы. Каждая триба имела некоторые полити- ческие права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью про- исхождения окончился в пользу богатства. Заслуживает упоминания так называемый Лицини- ев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га). Римское гражданство утрачивалось с продажей в раб- ство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питае- мого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В конце VI в. до н. э. в Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской респуб- лики, просуществовавшей около 500 лет. Главным ор- ганом власти Римской республики был Сенат, развив- шийся из совета старейшин римского союза племен. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практиче- ски пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор про- исходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост. В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назна- чение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Аристократическая по своей сущности, Римская республика сохраняла многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собра- ния. С течением времени к ним прибавился народ- ный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. В Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые счи- тались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных началь- ников (магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законо- проекты, местные дела. В общем собрании триб каж- дая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов. В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены колле- гий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето - на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели колле- гия консулов (первоначально два) и коллегия пре- торов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью ォcum imperiumサ. Консу- лы были высшими магистратами республики. В их ру- ках находились дела текущего управления. Они сле- дили за исполнением законов. В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредствен- ного руководства другими коллегиями. Особое положение занимали плебейские (на- родные) трибуны. Трибунат был строго плебей- ским учреждением. Трибун не мог отлучаться из Рима, трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли на- лагать вето на постановление Сената. В полномо- чия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Армия в Риме строилась на началах самой строгой дисциплины. В отношении всех своих солдат и офи- церов командующий имел право смертной казни. В особых случаях нарушения воинского долга прибе- гали к децимации - казни каждого десятого, принад- лежащего к виновному подразделению, - по жребию.


РИМ В ПЕРИОД ИМПЕРИИ Во II в. до н. э. после победы над Карфагеном и Македонией Римское государство господствует на всем пространстве земель, омываемых Средиземным морем. В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, -. 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными. Со смертью Ти- берия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществ- ление реформы было фактически приостановлено. Новый подъем движения связан с именем Гая Грак- ха. Выдающийся оратор и политический деятель, че- ловек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде рим- ского обедневшего плебса. В его интересах было про- ведено снижение цен на хлеб, организованы земле- дельческие колонии на завоеванных землях и пр. Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что по старинной тра- диции римская территория считалась общественной собственностью. При консуле Марие (I в. до н. э.) римская ар- мия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная своему покровителю, армия стала ору- дием политических партий. С ее помощью были лик- видированы последние остатки римской республи- канской демократии. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру, отстранив от власти своих конкурентов. Римская рабовладельческая рее- публика переживает глубокий кризис. Ее окончатель- ное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н. э.). В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедше- го на смену республиканскому. Его называют прин- ципатом по одному из титулов первого лица в госу- дарстве - римского императора - принцепса. Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабо- владения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с ин- ститутами, возникшими и созревшими в эпоху отно- сительного равенства. Римские республиканские уч- реждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя. Империя способствовала сплочению рабовладель- ческих элементов всех земель в один класс. Римские рабовладельцы и стали его частью, хотя и особен- ной - руководящей. Уже при Юлие Цезаре предо- ставление прав римского гражданина в провинциях стало распространенной политической мерой. Это дело продолжали его преемники. В 212 г. н. э. при императоре Каракалле права римских граждан были предоставлены всему населению провинций. Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила прави- тельственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы ра- бовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступ- лений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.), совмещавшей монархические и республиканские черты.

В историографии закрепился первый титул — «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые переформированы в монархические.

Эдикт Каракаллы (лат. Constitutio Antoniniana) предоставлял римское гражданство всему свободному населению империи. Имел также и фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой, и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полные римские граждане.

До 212 г. полное римское гражданство имели только жители Италии, однако ряд городов и поселений в прочих провинциях имели права римского гражданства. Прочие рассматривались как латинские граждане.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: