Тайпинское восстание

глава присоединившихся к тайпинам членов общества «Тяньдихуй», Хун Да-цюань, при прорыве окружения у Юнъаня был взят в плен цинскими войсками и казнен. Но, несмотря на потери, успех тайпинов был очевиден. Он объяснялся прежде всего тем, что широкие массы народа поднялись на борьбу, поддерживая выдвинутые тайпинами лозунги уничтожения власти Цинов и создания «Небесного государства великого благоденствия».

Победы тайпинов и занятие ими Уханя вызвали растерянность цинского правительства. Но вожди восстания не использовали благо-


приятного момента для организации наступления на Пекин. Вместо этого тайпинская армия продолжала наступление на восток. Заняв ряд портов на Янцзы в провинциях Цзянси, Аньхуй и Цзянсу, в том числе Аньцин, тайпины 19 марта 1853 г. штурмом взяли Нанкин, один из крупнейших городов, являвшийся в начальный период минской династии столицей Китая. К моменту взятия Нанкина тайпинская армия насчитывала 1 млн. бойцов. Переименованный тайпинами в Тяньцзин (Небесная столица), Нанкин стал их центром.

На своем пути от Юнъаня до Нанкина тайпинские войска громили правительственные учреждения, уничтожали ненавистных народу маньчжуров и крупных чиновников — китайцев, убивали помещиков, активно выступавших против повстанцев, конфисковывали их имущество, облагали контрибуцией богачей, сурово наказывая уклонявшихся от ее уплаты. Повстанцы стремились получить поддержку народных масс, карали попытки грабить население, нередко выделяли крестьянам продовольствие и часть имущества, конфискованного у помещиков. В прокламациях тайпины обещали освободить крестьян на три года от уплаты налогов. Крестьянство, городская беднота поддерживали тайпинов.

Тайпины не закреплялись на территории, по которой они продвигались к Нанкину, в результате реакционные силы восстанавливали свою власть, расправляясь с жителями, подозреваемыми в сочувствии повстанцам. С точки зрения чисто военной это облегчало маньчжурскому командованию окружение тайпинской территории. Но даже ошибки, допущенные тайпинами, не привели к быстрой победе реакционных сил. Тайпинское восстание продолжалось 14 лет и втянуло в свою орбиту десятки миллионов людей во многих провинциях Китая. Справедливый характер крестьянской войны, поддержка народа дали возможность тайпинам многие годы противостоять маньчжуро-китайским феодалам и наносить им сильные удары.

Строительство Тайпинского государства. Аграрная программа тайпинов

В 1853 г., вскоре после вступления в Нанкин, тайпинское правительство опубликовало «Земельную систему Небесной династии». Этот документ содержал программу создания общественного строя Тайпин тяньго, основанного на принципе полной уравнительности. Предусматривалось уравнительное распределение земли по едокам. Дети моложе 16 лет получали половину надела взрослого. Все земли делились в зависимости от их качества на девять категорий, так что 1 му первой категории приравнивалось к 3 му девятой категории. Предполагалось, что все семьи после передела земли будут получать равный урожай. «Все земли Поднебесной, — говорилось в документе, — должны совместно обрабатываться жителями Поднебесной. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяются в другое... Если в одном месте недород, то урожайные районы должны помочь ему. Нужно добиться того, чтобы вся Поднебесная пользовалась великими благами, дарованными отцом небесным, господом богом, чтобы люди совместно обрабатывали землю, совместно питались и одевались, совместно расходовали деньги, чтобы все было поровну и никто не остался голодным и холодным».

В документе определялось, где должны возделываться тутовые деревья, сколько следует иметь в хозяйстве свиней и кур. Предписания не ограничивались вопросом о земле. Они регламентировали организацию всей жизни в Тайпинском государстве на основах военной


общины. Каждые 25 семей образовывали административную, хозяйственную, военную и религиозную единицу — ляп (взвод), возглавляемую лянсыма. Ляп имел общественную кладовую, куда все обязывались сдавать излишки продуктов и денег. Сироты и нетрудоспособные содержались членами взвода.

Земельное уложение определяло и основы организации армии тайпинов. От каждой семьи выделялся один солдат, так что 25 семей образовывали делившийся на пять пятков взвод под командой того же лянсыма. При отсутствии военных действий против цинских войск или операций против бандитов солдаты занимались сельским хозяйством, на них же возлагались обязанности гончаров, кузнецов, плотников, столяров и каменщиков. Четыре взвода образовывали роту, пять рот — бригаду, пять бригад — дивизию, пять дивизий — корпус, насчитывавший 13 156 бойцов и соответственно такое же количество семей. В армии устанавливалась строгая дисциплина, запрещалось пить вино, играть в азартные игры, не говоря уже о курении опиума. Командир корпуса был одновременно высшим руководителем гражданской власти и судьей на соответствующей территории. Устанавливался порядок ежегодного выдвижения на командные посты, причем рекомендовать на эти посты могли не только старшие по должности, но и подчиненные. Предусматривалось проведение в три года переаттестации должностных лиц с учетом их поведения, достоинств и недостатков.

В «Земельной системе Небесной династии» были выражены стремления крестьян к всеобщему равенству, которые были глубоко прогрессивными в условиях господства феодальных производственных отношений, ибо «при борьбе крестьян с крепостниками-помещиками самым сильным идейным импульсом в борьбе за землю является идея равенства, — и самым полным устранением всех и всяких остатков крепостничества является создание равенства между мелкими производителями»5. Осуществление программы уравнительного передела земли могло бы расчистить путь для развития капитализма в Китае. Однако оно зависело от утопического проекта создания системы патриархальных военизированных общин со строго регламентированным укладом жизни и производственной деятельности. Это делало «Земельную систему» неосуществимой. В то же время обстановка военных действий мешала даже частичному перераспределению земли.

Тем не менее положение крестьян, по крайней мере на части территории Тайпинского государства, улучшилось. В некоторых районах арендная плата была снижена, в других — крестьяне вообще перестали платить помещикам, а обязывались платить налог непосредственно тайнинской администрации, и даже в тех местах, где крестьяне вносили арендную плату помещикам в прежнем размере, они были в какой-то степени ограждены от произвола своих эксплуататоров. Были и факты захвата крестьянами земель помещиков, бежавших при приближении тайпинов под защиту цинских войск.

Среди других прогрессивных мероприятий тайпинов было уравнение женщин в правах с мужчинами. Женщины наравне с мужчинами имели право на получение надела земли, сдачу экзаменов на соискание степеней, обладатели которых приравнивались к чиновникам. В тайпинской армии имелись женские подразделения. Были запрещены проституция, купля и продажа невест, варварский обычай бинтования ног. Тайпины отменили пытки, ввели гласный суд, решительно боролись с бандитизмом.

Стремясь к всеобщему равенству, тайпины уничтожали драгоценности, предметы роскоши. Богачей заставляли трудиться вместе со всеми


на общественных работах, по ремонту домов, плотин, по переноске риса, по устройству городских стен. Леность строго наказывалась.

В то же время государственное устройство Тайпин тяньго было монархическим, сложилась новая иерархическая верхушка общества, состоявшая из наследственных ванов, хоу и др., за которыми шли чиновники 11 рангов. Тайпинская знать окружала себя роскошью и челядью, на деле отвергая крестьянские идеалы уравнительного общества «великого благоденствия». Религиозная оболочка идеологии тайпинов, характерная для многих крестьянских восстаний в Китае и в других странах, укрепляла монархические принципы Тайпинского государства, сковывала активность масс. Местные органы власти состояли из шэньши и помещиков. Все это говорило о неспособности тайпинов выйти за рамки феодального строя.

В своей внешней политике тайпины выступали за равноправие и взаимовыгодную торговлю. На территории Тайпин тяньго была запрещена лишь торговля опиумом. Стремясь использовать борьбу межд\' тайпинами и цинским правительством в своих интересах, Англия, Франция и США через своих представителей, посетивших тайпинскую столицу в 1853—1854 гг., заявили о нейтралитете. События, развернувшиеся через несколько лет, показали все лицемерие и лживость этих заявлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: