Темы исследовательских работ

Таблица 3: Знания и техника в эпоху Средневековья

Таблица 2: Знания и техника античной эпохи

Таблица 1: Знания и техника Древневосточных цивилизаций

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема №7: Наука, техника и технология XX века

Тема №6: Промышленная революция (XVIII – XIX ВЕКА). Развитие науки и техники в конце XIX – начале XX веков

1. Научная революция в физике в конце XIX – начале XX вв.

2. Причины и сущность перехода от классической науки к неклассической.

3. Причины и сущность Промышленной революции.

4. Деятельность ученых и изобретателей XIX – начала ХХ вв. (Д.Уатт, И.И.Ползунов, Е. и М. Черепановы, Р.Фултон, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Г.Герц, Д.И.Менделеев и др. на выбор).

5. Исследования электричества в XVIII–XIX вв.

6. Эволюция энергетической базы в эпоху Промышленной революции.

7. Исследование высшей нервной деятельности И.М.Сеченовым и И.П.Павловым.

8. Открытие радиоактивности.

9. Открытие рентгеновского излучения.

10. История изобретения радио.

11. Высотное строительство в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX вв.

12. Вклад братьев Райт в развитие авиации.

13. История создания первых автомобилей.

14. Развитие науки, техники и технологий в России и на Урале в XVIII–XIX вв.

15. Развитие военной техники в XVIII–XIX вв.

1. Открытия и изобретения ХХ века (одно на выбор).

2. Деятельность ученых и изобретателей ХХ века (на выбор).

3. История создания ядерного оружия в США и СССР.

4. Роль техники во Второй мировой войне.

5. Развитие генетики в XX в.

6. Радиоэлектроника: основные этапы развития.

7. Развитие телевидения в ХХ веке.

8. Эволюция энергетической базы в XX веке.

9. Освоение космоса в ХХ – начале XXI веков.

10. Основные этапы развития компьютерной техники.

11. Современные технологии: информационные, биотехнологии, нанотехнологии (на выбор).

12. Развитие науки, техники и технологий в России и на Урале в исторический период.


Отрасли жизнедеятельности древневосточного общества Регионы (государства)
Ближний Восток (Междуречье) Африка (Древний Египет) Центральная Азия (Древний Китай) Южная Азия (Древняя Индия)
1. Рациональные знания: а) арифметика б) геометрия в) астрономия г) география д) медицина е) химия 2. Ремесло (техника и технология): а) гончарное ремесло б) ткацкое ремесло в) кузнечное ремесло 3. Строительство а) городское строительство б) сельское строительство 4. Сельское хозяйство а) земледелие б) скотоводство        
Отрасли жизнедеятельности античного общества Территории
Древняя Греция Древний Рим
1. Наука: а) арифметика б) геометрия в) астрономия г) география д) механика е) медицина ж) химия з) историческое знание 2. Ремесло (техника и технология): а) гончарное ремесло б) ткацкое ремесло в) кузнечное ремесло г) кораблестроение 3. Строительство а) городское строительство б) сельское строительство 4. Сельское хозяйство а) земледелие б) скотоводство 5. Инженерное и военное дело    
Отрасли жизнедеятельности средневекового общества Территории
Западная Европа Византия Ближний, Средний и Дальний Восток Древнерусское государство
1. Наука: а) математика б) астрономия в) механика г) география д) химия е) минералогия ж) медицина з) правоведение и) история 2. Ремесло (техника и технология): а) гончарное ремесло б) ткацкое ремесло в) кузнечное ремесло г) кораблестроение 3. Металлургия 4. Строительство 5. Сельское хозяйство 6. Военная техника        

Таблица 4: Развитие науки и техники в эпоху Научной революции (XVII – начало XVIII вв.)

Отрасли жизнедеятельности общества Территории
Западная Европа Россия
1. Наука: а) математика б) астрономия в) механика г) география д) химия е) минералогия ж) медицина з) история 2. Техника и технология: а) металлургия б) текстильное производство в) судостроение г) строительство д) военная техника 3. Сельское хозяйство    

Таблица 5: Развитие науки и техники в эпоху Промышленной революции (XVIII–XIX вв.)

Отрасли промышленности Территории
Англия Франция Германия США Россия
1. Текстильная промышленность 2. Горнодобывающая промышленность 3. Металлургия 4. Металлообрабатывающая пром-сть 5. Транспорт (сухопутный и водный) 6. Военная техника 7. Сельское хозяйство 8. Строительство          

1. Научная картина мира: этапы эволюции.

2. Наука и техника, их взаимосвязь.

3. Методология научных исследований: особенности и специфика.

4. Научные открытия и их роль в жизни общества.

5. Фундаментальные и прикладные исследования в науке: особенности и перспективы.

6. Наука, техника и искусство: общее и различное.

7. Роль изобретательства и новаторства в эволюции науки, техники и технологии.

8. Проблемы периодизации истории науки и техники.

9. Биография и творческий путь знаменитых и выдающихся ученых, изобретателей.

10. Великие открытия и изобретения мира.

11. Картина мира древности. Миф и знание.

12. Эволюция техники и технологии в жизнедеятельности первобытного человека.

13. Техника и технология присваивающих видов хозяйства в первобытную эпоху.

14. Техника и технология производящих видов хозяйства в первобытную эпоху.

15. Наука и техника первых цивилизаций (Древний Восток).

16. Пирамиды Древнего Египта: Мифы. Факты. Гипотезы.

17. Развитие астрономии на Древнем Востоке.

18. Письменность Древнего Востока.

19. Научные и технические знания и достижения античности (Древняя Греция, Древний Рим).

20. Инженерная мысль Древней Греции и Древнего Рима.

21. Пифагор и пифагорейцы.

22. История античной медицины.

23. Кораблестроение в Древней Греции и Древнем Риме.

24. Наука и техника в великих цивилизациях Азии (Китай, Индия, Япония, …).

25. Наука и техника в эпоху Средневековья.

26. Первые западноевропейские университеты: история создания и деятельности.

27. История огнестрельного оружия в Средние века.

28. Вклад арабских ученых в развитие науки в Средние века.

29. Развитие науки в эпоху Возрождения.

30. Великие географические открытия: роль в развитии научного знания.

31. Развитие науки в Византии.

32. Научная революция XVII века.

33. Промышленная революция в Западной Европе.

34. Промышленная революция в России.

35. Научная революция рубежа XIX – XX вв.

36. История Российской академии наук.

37. История энергетики России в XX веке.

38. История создания первых автомобилей.

39. История авиации.

40. Развитие науки и техники на Урале.

41. Орудия труда неолитического человека на Урале.

42. История черной металлургии на Урале.

43. История цветной металлургии на Урале.

44. История Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).

45. Наука, техника и технология в XX в.

46. История освоения космического пространства.

47. Закономерности развития техники и технического прогресса.

48. Экология и НТП: проблемы взаимоотношения и пути их решения.

49. Нравственность и наука: к вопросу об ответственности ученого за свое открытие.

50. Основные энергетические ресурсы в истории человека.

Рекомендуемая литература

Афанасьев Ю.Н. История науки и техники: конспект лекций / Ю.Н.Афанасьев, Ю.С.Воронков, С.В.Кувшинов. – М., 1998.

Бармин А.В. История науки и техники. Курс лекций / А.В.Бармин, В.А.Дорошенко, В.В.Запарий, А.И.Кузнецов, С.А.Нефедов / Под ред. В.В.Запария. – Екатеринбург, 2005. 245 с.

Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие / Л.Н.Бесов. – Харьков, 1996. 380 с.

Запарий В.В. История науки и техники. Курс лекций / В.В.Запарий, С.А.Нефедов. – Екатеринбург, 2004.

Кефели И.Ф. История науки и техники / И.Ф.Кефели. – СПб., 1995.

Ковалев Ю.Ю. География мировой науки: учебное пособие / Ю.Ю.Ковалев. – М.: «Гардарики», 2002. 156 с.

Поликарпов В.С. История науки и техники: учебное пособие для студентов вузов / В.С.Поликарпов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 352 с.

Соломатин В.А. История науки: учебное пособие / В.А.Соломатин. – М., 2003. 350 с.

Степин В.С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов / В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов. – М., 1996. 400 с.

Методические рекомендации для студентов по выполнению творческой исследовательской работы

Требования к исследовательской работе:

1) оформление титульного листа, оглавления, содержательной части, таблиц, графиков, рисунков, чертежей, списка использованных источников информации должно соответствовать требованиям стандарта УрФУ;

2) объем исследовательской работы – 12–15 листов А4 с одной стороны;

3) работа может быть выполнена в рукописном, печатном или электронном варианте;

4) для написания работы возможно использование любых источников информации с обязательным библиографическим описанием. При использовании интернет-источников необходимо приводить полные выходные данные материала: имя автора (если есть); название материала; название интернет-ресурса, на котором размещен материал; точный сетевой адрес материала (размещение в сети). Например: Рубинский Ю. Европейская цивилизация на пороге третьего тысячелетия // Современная Европа. 2000. №1 (январь-март). – [Электронный ресурс]. – https://www.ieras.ru/journal/journal1.2000/6.htm;

5) для написания исследовательской работы необходимо использовать не менее 3 источников;

6) нумерация страниц исследовательской работы следует начинать со второй страницы (титульный лист не нумеруется). Порядковый номер страницы должен быть расположен снизу посередине листа.

В оглавлении после названия каждого раздела работы справа необходимо указывать номера страниц, с которых они начинаются.

Введение должно содержать обоснование актуальности темы исследования, постановку проблем, цели и задачи работы, круг рассматриваемых аспектов, краткую характеристику использованных источников информации и описание применяемых методов и средств анализа их.

Основное содержание исследовательской работы излагается в нескольких главах, каждая из которых имеет свое название и раскрывает один из выделенных аспектов темы.

Заключение должно содержать основные выводы, к которым пришел автор в процессе работы.

После заключения следует список использованных источников и литературы, а затем по необходимости приложение. В приложение могут быть включены документальные свидетельства, иллюстрации, рисунки, таблицы, чертежи, графики и т.д., которые должны иметь название и порядковый номер.


Приложение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: