Анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции
| Вид изделий | Средняя цена реализации, тыс. р. | Себестоимость единицы продукции, тыс. р. | Уровень рентабельности, % | Отклонение от прогноза, пунктов | |||||||
| по прогнозу | фактически | по прогнозу | фактически | по прогнозу (гр.1 -гр.З)/ гр.3 | при фактических ценах и прогнозной себестоимости (гр.1 – гр.3)/ гр.3 | фактически [(гр.2 - гр.4: : гр.4] х 100 | Всего (гр.7-гр.5) | в том числе за счет | |||
| цены (гр.6--гр.5) | себестоимости (гр.7- гр.6) | ||||||||||
| А | 38,5 | 15,5 | +0,5 | +23,5 | -23,0 | ||||||
| В | 17,1 | 35,5 | 18,4 | +1,3 | +18,4 | -17,1 | |||||
| С | 6,1 | 18,3 | +0,3 | -11,9 | +12,2 | ||||||
Табл. 2.14.
Исходная информация
| Показатели рентабельности произведенной пародукции | Произведенная продукция в отчетных отпускных ценах, тыс.р. | Себестоимость произведенной продукции, тыс.р. | Рентабельность продукции, % | Факторы изменения рентабельности | ||
| структура продукции | Отпускные цены на продукцию | Уровень затрат | ||||
| А | ||||||
| 1. По плану | 18,0 | П* | П | П | ||
| 2. По плану на фактический выпуск и ассортимент | 18,5 | Ф** | П | П | ||
| 3. Фактически при плановых ценах на продукцию | 19,5 | Ф | П | П | ||
| 4. Фактически | 20,0 | Ф | Ф | Ф |
П* - плановый уровень факторного показателя.
Ф** - фактический уровень факторного показателя
Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.15.
Табл. 2.15.
| Факторы изменения уровня рентабельности | Расчет | Уровень влияния, процентные пункты |
| 1. Структура произведенной продукции | 18,5 - 18 | +0,5 |
| 2. Уровень затрат (себестоимости) | 19,5-18,5 | + 1,0 |
| 3. Отпускные цены на продукцию | 20 – 19,5 | + 0,5 |
| Итого | 20-18 | + 2 |
Информация табл. 2.15 показывает, что все факторы, за исключением уровня себестоимости, оказали положительное влияние на уровень рентабельности. Следовательно, предприятию необходимо добиваться снижения себестоимости продукции.
Уровень рентабельности реализованной и произведенной продукции различен, так как время реализации и производства не совпадает. За каждый отчетный период реализуется часть продукции, произведенной в прошлом периоде, и часть произведенной в отчетном периоде.
Целесообразно рассчитать изменение уровня рентабельности реализованной продукции за счет влияния следующих факторов:
Ø изменения структуры продукции;
Ø изменения себестоимости продукции;
Ø изменения отпускных цен на продукцию.
Для расчета этих факторов привлекается исходная информация, приведенная в табл. 2.16, составленной по данным табл. 2.5 и дополнительных расчетов.
Таблица 2.16.
Вспомогательная таблица для анализа рентабельности реализованной продукции
| Рентабельность реализованной продукции | Расчет показателей | Уровень показателей, % |
| 1. По плану |
| 26,9 |
| 2. По плану на фактически реализованную продукцию |
| 26,9 |
| 3. Фактически при плановых ценах реализации |
| 26,8 |
| 4. Фактически |
| 26,9 |
Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.17.
Табл.2.17
Расчёт факторов, повлиявших на изменение уровня рентабельности реализованной
продукции
| Факторы изменения уровня рентабельности | Расчет | Уровень влияния, процентные пункты |
| 1. Структура реализованной продукции | 26,9-26,9 | - |
| 2. Себестоимость реализованной продукции | 26,8-26,9 | -0,1 |
| 3. Отпускные (продажные) цены на продукцию | 26,9-26,8 | + 0,1 |
| Итого | 26,9-26,9 | - |
Как показывают данные табл. 2.17, рост себестоимости реализованной продукции обусловил снижение рентабельности реализованной продукции на 0,03 пункта, а повышение продажных цен - рост рентабельности на 0,04 пункта. В целом изменение уровня рентабельности реализованной продукции незначительно, но уровень рентабельности достаточно высокий.
Целесообразно провести анализ рентабельности реализованной продукции и по показателю чистой прибыли. Это позволяет иметь информацию об уровне чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.
Тема: «Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль»»
Вопросы:






