Анализ рентабельности продукции

Таблица 2

Исходные данные, млн.руб.

  Наименование показателей Код строки Предыдущий год Отчетный год
       
1. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   1753,3 2658,6
2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг   1319,6 1874,0
3. Управленческие расходы      
4. Расходы на реализацию      
5. Прибыль (убыток) от реализации (стр.030-040-050-060)   133,7 284,6
6. Индекс свободных отпускных цен предприятия на продукцию     1,29
7. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в сопоставимых ценах (стр.1: стр.6)   1753,3 2060,9

Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции являются:

- изменение уровня среднереализационных цен на продукцию;

- изменение объема и структуры реализованной продукции;

- изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции).

Данные факторы по отношению к изменению прибыли отчетного периода являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка.

В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными, и их уровень определяется состоянием рынка, поэтому возникает необходимость иметь информацию об их изменении, об их индексе в целях управления экономикой.

Изменение уровня среднереализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

В нашем примере по сравнению с прошлым годом индекс цен составил 1,29. Для того, чтобы определить как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного года пересчитать по ценам прошлого года, а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. Пересчет осуществляется путем корректировки выручки от реализации продукции отчетного года на индекс цен, для чего выручка от реализации отчетного года делится на индекс цен, и определяется выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах (цена предыдущего года).

D П цен = 2658,6 – 2060,9 = + 597,7 млн. руб.

За счет роста уровня среднереализационных цен на продукцию, дополнительная прибыль составила 597,7 млн. руб.

Изменение объема реализации продукции в целом по предприятию может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а убыточной к ее уменьшению. Структура реализованной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализованной продукции сумма прибыли возрастает, а при увеличении низкорентабельной или убыточной продукции - уменьшается.

Для определения влияния изменения объема и структуры реализованной продукции вначале определим прирост объема реализации по сравнению с предыдущим периодом, как отношение выручки от реализации продукции отчетного периода (за минусом НДС) в сопоставимых ценах к аналогичному показателю в предыдущем периоде за минусом единицы. Затем прибыль от реализации продукции базового периода умножается на полученный коэф­фициент.

D Пр = (2060,9: 1753,3 - 1) 133,7 = + 23,45 млн. руб.

Можно расчет вести умножением прибыли на рубль реализованной продукции в базисном периоде на прирост реализованной продукции в стоимостном выражении.

D Пр= ´(2060,9-1753,3) = + 23,45 млн. руб.

Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер прибыли об­ратно пропорционально: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличе­нию суммы прибыли и наоборот. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли можно определить, используя показатели затрат на рубль реализованной продукции. Вели­чину влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль от реализации определяют как разницу между фактическим уровнем затрат на рубль реализованной про­дукции в отчетном году (в сопоставимых ценах) и уровнем затрат за прошлый год, умножен­ную на фактический объем реализованной продукции в сопоставимых ценах.

D Пс/ст= () х 2060,9 = — 470, 25 млн. руб.

В результате повышения затрат на рубль реализованной продукции прибыль от реали­зации продукции уменьшилась на 4709,25 млн. руб.

Этот же результат влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно получить, если себестоимость реализации продукции отчетного года сопос­тавить с себестоимостью предыдущего периода, пересчитанной на индекс роста объема реа­лизованной продукции.

D Пс/ст= 2374-1619,6 х = 470,25 млн. руб.

Удорожание себестоимости может быть результатом повышения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на электроэнергию и транспортные перевозки, ставок заработной платы и других расходов. Если это было так, то в нашем примере потери прибыли были ком­пенсированы повышением цен на продукцию.

В итоге влияния этих трех факторов общий прирост прибыли от реализации продукции составил

+ 597,7 + 23,45 - 470,25 = + 150,9 млн. руб.

Данные расчета влияния отдельных факторов на изменение прибыли (убытка) отчетного периода сведем в таблицу вида 3.

Таблица 3

Анализ факторов изменения прибыли (убытка) отчетного периода

Факторы изменения прибыли (убытка) отчетного периода Алгоритм расчета Расчет Сумма влияния на прибыль, млн.руб.
       
Изменение прибыли (убытка) отчетного периода D П общ в том числе за счет:   DП общ = П общ — П общ отч баз 330,2- 213,4 116,8
1. Прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг) D Пр   DПр = Пр — Пр отч баз 284,6-133,6 +150,9
1.1. Изменение цен на реализованную продукцию- DПрц рц = графа 4 строка 1 - - графа 4 строка 7 2658,6- 2060,9 +597,7
1.2. Объема реализованной продукции - D Проб гр4стр7 D Пр=(-------- - 1)Прбаз гр3стр7 (2060,9:1753,3-1)х 137,7 +23,45
1.3. Уровня затрат на один рубль реализованной продукции - D Прз гр4 åстр2,3,4 гр3 åстр2,3,4 D Пр=(---------------- - ----------------) гр4стр7 гр3стр7   гр4стр7 - 470,25
2. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов D П опер опер = П опер – П опер отч баз   -8,8
3. Прибыль (убыток) от внереализованных операций -DПв   DПв = Пвотч - Пвбаз 45,6- 70,9 -25,3

Обозначения в таблице 3.:

общ

П - прибыль (убыток) предприятия по отчету;

отч

общ

Пбаз - прибыль (убыток) предприятия в базовом периоде (обычно предыдущего периода либо по плану). В курсовой работе — предыдущий период;

Протч и Прбаз - соответственно отчетная и базовая прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

р

П - изменение прибыли от реализации продукции, работ и услуг за счет

об

изменения объема реализованной продукции;

р

Пз - изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции;

р

Пц - изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения цен на реализованную продукцию;

опер опер

П отч и П баз - соответственно отчетная и базовая прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

в в

Потч и Пбаз - соответственно отчетные и базовые внереализованные

результаты;

В результате полученных расчетов можно сделать вывод, что основное влияние на прибыль (убыток) отчетного периода оказывает прибыль, полученная от реализации продукции (товаров, работ, услуг), она увеличила прибыль на 150,9 млн. рублей, в свою очередь рост прибыли от реализации продукции произошел в результате увеличения цен на реализованную продукцию – 597,7 млн. руб., увеличения объема реализованной продукции на 23,45 млн. рублей, и за счет увеличения себестоимости продукции прибыль уменьшилась на 470,25 млн.рублей. За счет результатов от операционной деятельности прибыль предприятия уменьшилась на 8,8 млн. руб. Результативность внереализационных операций оказалась отрицательной и уменьшило прибыль на 25,3 млн. рублей. В целом в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом прибыль увеличилась на 154,7 млн. рублей.

5. Анализ операционных и внереализационных
доходов и расходов

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. И прежде всего от реализации ненужного, излишнего, не используемого имущества предприятия. Процентный доход предприятия получают от долгосрочных и краткосрочных финансовых вло­жений (акций, облигаций, депозитов, совместных предприятий).

Внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по опе­рациям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл. 4).

Например, доходы от акций на предприятии за отчетный год увеличились на 350 тыс. руб., в том числе за счет:

а) увеличения количества акций: (350 — 300)´3,5 = 175 тыс. руб.;

б) уровня дивиденда на одну акцию: (4,0 — 3,5) ´350 = 175 тыс. руб.

Таблица 4.

Состав и динамика доходов от ценных бумаг

Вид ценных бумаг Прошлый год Отчетный год
Количество Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Удельный вес, % Количество Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Удельный вес,%
Акции       36,8       36,3
Облигации       31,6       31,1
Депозиты и т.д.     31,6 -     32,6
Итого           11 100    

Купонные выплаты процентов по облигациям выросли на 300 тыс. руб. только за счет количества облигаций.

Процентный доход по депозитам возрос на 360 тыс. руб., в том числе за счет:

а) увеличения суммы депозитных вкладов:
(3600 - 3000) ´30: 100 = 180 тыс. руб.;

б) уровня процентных ставок по депозитам:
(35% - 30%) ´3600 = 180 тыс. руб.

Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с на­рушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для пре­дотвращения допущенных ошибок. Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения дого­ворных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причи­не ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует про­верить, во всех ли случаях, нарушения договорных обязательств по­ставщикам были предъявлены соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и кон­троля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетель­ствуют о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприя­тия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и по­терь от внереализационных операций и увеличение прибыли от дол­госрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Литература:

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Учебник. Под ред. В.И.Стражева. - Мн.: Выш. шк., 1999. - с. 232-292

2. Ермолович Л.Л. и др. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. –с.296-330

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учеб.пособ. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - с.376-422

Известны два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный, ресурсный.

Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: произведенной, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: балансовая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость произведенной продукции; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг).

Показатели рентабельности, рассчитанные по данному методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности. Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или Процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма балансовой или чистой прибыли, а в Знаменателе - общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.

Показатели рентабельности могут рассчитываться и по отдельным структурным подразделениям, видам деятельности.

По затратному методу рассчитывается и рентабельность инвестиционных проектов как отношение ожидаемой прибыли и суммы инвестиций в данный проект.

Показатели рентабельности используются для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции и т. п.

Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели балансовой, чистой или прибыли от реализации, а в знаменателе ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала (см. § 1.8).

Поскольку в расчете показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу знаменатели различны, считаем целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции показатели, рассчитываемые как отношение прибыли и затрат, можно называть рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).

Источники информации: план экономического и социального развитом, бизнес-план, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах»,. № 1-ф «Отчет о финансовых показателях предприятия», ф. № 5-3 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции (ф. № 1-к), информация о ценах.

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последовательность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятельности -рентабельность реализованной продукции и т. д.

Целесообразно изучить уровень рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвестиционная и т. п.).

Для оценки выполнения принятых параметров уровня рентабельности и изучения динамики составляется аналитическая таблица следующей формы:

Показатели рентабельности За предыдущий период, % За отчетный период
по принятым параметрам по отчету
процент темп роста, % процент выполнение принятых параметров, % темп роста, %
             

Показатели рентабельности могут отражаться в ]разрезе видов деятельности или структурных подразделений. Аналогичная таблица составляется для анализа рентабельности отдельных изделий или групп. При выборе вариантов ассортимента, структуры продукции составляются аналитические таблицы, в которых отражаются данные по изучаемым возможным вариантам рентабельности (в разрезе групп или видов продукции).

Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 2.2.

Рис. 1. Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции.

Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 1.

Уровень влияния факторов первого порядка может быть рассчитан способами последовательного изолирования (цепных подстановок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчитывается путем сравнения условного показателя с плановым, а себестоимости единицы продукции - фактического с условным.

Пример анализа факторов изменения рентабельности единицы продукции приведен в табл. 2.13.

Данные табл. 2.13 показывают, что прогнозируемые показатели рентабельности незначительно превзойдены (гр. 8). По изделию 1 и 2 это достигнуто только за счет роста цен, по изделию 3 рентабельность повысилась за счет снижения себестоимости. Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности за счет цен рассчитывается приемом долевого участия (по каждому изделию).

Для этого используется информация об изменении цен на продукцию в абсолютной сумме (по изделию 1):

изменение конъюнктуры рынка +20 тыс. р.

изменение качества продукции +10 тыс. р.

инфляция +17 тыс. р.

Итого +47 тыс. р.

Коэффициент долевого участия равен 0,5 (23,5: 47).

Влияние факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия 1 за счет фактора цен составляет:

1.1. Изменение конъюнктуры рынка 20 х 0,5 = 10 %

1.2. Изменение качества продукции 10 х 0,5 = 5 %

1.3. Инфляция 17x0,5 = 8,5%

Итого 23,5%

Детализация фактора 2 (изменение себестоимости продукции) производится также приемом долевого участия.

Каждому предприятию нужна информация о рентабельности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.

На изменение уровня рентабельности произведенной продукции оказывают влияние следующие факторы:

Ø изменение структуры продукции;

Ø изменение отпускных цен на продукцию;

Ø изменение цен на сырье и материалы;

Ø изменение уровня затрат (себестоимости).

Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, различен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. Используется исходная информация, приведенная в табл. 2.14.

Табл. 2.13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: