Вопрос №28. Попытки реформирования России при Александре I. Причины незавершенности реформ первой четверти XIX в

Внезапная смерть Павла и вступление на престол Александра вызвали ликование в столице. Александр 1 (1801-1825). Правление Александра казалось лучом света. Он смягчил режим отца. Были освобождены тысячи человек, отменены пытки, возвращены жалования дворянам. Сын был очень не похож на своего отца. Екатерина сама заботилась о воспитании внука. Для воспитания монарха приглашали самых либеральных воспитателей.

Желая установить строгую законность в гос-ном управлении, Александр учредил «комиссию о составлении законов», которой надлежало внести систему и порядок в российское законодательство. Главными советниками Александра в первое время становится кружок его молодых либеральных друзей, «негласны комитет»: граф Строганов, граф Кочубей, Новосильцев и князь Адам Чарторыйский. В сентябре 1802г. был издан манифест об учреждении министерств, которые должны были заменить устаревшую систему петровских коллегий. Всех министерств было учреждено 8: 1) военных сухопутных и 2) морских сил, 3) иностранных дел, 4) юстиции, 5) внутренних дел, 6) финансов, 7) коммерции, 8) народного просвещения. В феврале 1803г. был издан указ о «свободных хлебопашцах», предоставляющий помещикам право отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами за выкуп; таким образом, на свободу выкупилось 47тыс. крепостных крестьян. Полож. фактом было то, что Александр прекратил раздачу казенных населенных имений в ч/с. Большие успехи были сделаны в области народного просвещения. В указе 26.01.1803г. устанавливалось 4 рода училищ: 1) сельские приходские, 2) уездные, 3) губернские училища или гимназии, 4) университеты. Число университетов было увеличено до 6. Унив-ты пользовались автономией. Сперанский – нижегородец, родился в семье священника. Свою карьеру он начал секретарем у Качубея. Он быстро продвигался по служебной лестнице. Со временем стал правой рукой императора. Он предложил нов. систему гос-ного управления: вся власть делится на законодательную (гос.дума), исполнительную (совет министров) и судебную (Верховный суд - Сенат). Гос-ный совет объединяет все 3 власти. Закон принимается только с согласием императора. Дума не голосовала, только обсуждала законы. Она была нужна для выражения народного мнения. Император выслушает ее и принимает решение. Все граждане имеют право на ч/с. Избирательным правом обладали все граждане, имевшие ч/с.

Сперанский не предлагал отмены крепостного права, хотел лишь его смягчения, отняв у помещиков судебную власть. Александр одобрил идею Сперанского, и начал реформы с дворян. Они были возмущены. И вокруг Сперанского начали собираться тайные общества против него. Любое его слово докладывалось императору в сильно измененной форме. А тут еще приближался 1812г. Александр решил, что сейчас не время для реформ. В марте 1812г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Н.Н. Главным сотрудником Александра в течение второй половины его правления стал генерал Аракчеев, в руках которого сосредоточивалось все гражданское и военное управление, тогда как сам Александр все более отходил от дел внутреннего управления, занимаясь делами международной политики. В 1820г. вводится военное поселение–все мужчины какого-либо села объявляются военнослужащими, дома сносятся, строятся домики на 4 семьи с общим х-вом, крестьяне одновременно являются солдатами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: