Поиски путей преодоления кризиса. Противостояние реформаторов и консерваторов. Распад союзного государства. Подготовка радикальной экономической реформы.
Приход большевиков к власти. О сущности и значении революций 1977г.
Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение. Аграрные программы политических партий. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Промышленность России накануне мировой войны. Проблема многоукладности российской экономики. Государство и общество в России. Россия в первой мировой войне
ЛЕКЦИЯ XVIII 1917 ГОД В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: ФЕВРАЛЬ
Экономика России и материальное положение населения в годы войны и революций 1917 г. Февральская революция. Классы и партии после Февраля
ЛЕКЦИЯ XIX 1917 ГОД В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: ОКТЯБРЬ
ЛЕКЦИЯ XX ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ
Причины и начало гражданской войны в России. Белое и красное движение. Красный и белый террор. Причины поражения белого движения. Итоги гражданской войны
ЛЕКЦИЯ XXI РОССИЯ НЭПОВСКАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ В 20-е ГОДЫ
Причины и начало гражданской войны в России. Белое и красное движение. Красный и белый террор. Причины поражения белого движения. Итоги гражданской войны
ЛЕКЦИЯ XXII СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1930-е ГОДЫ
Индустриализация и массовая коллективизация. Сталинизм как политическая система
ЛЕКЦИЯ XXIII СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Накануне войны. Вступление СССР во вторую мировую войну. Первый период Великой Отечественной войны. Коренной перелом в ходе войны. Истоки Победы
ЛЕКЦИЯ XXIV СССР В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955 гг.)
Восстановление промышленности. Сельское хозяйство в первые послевоенные годы. Материальное положение советских людей. Сталинизм после войны. СССР на международной арене
ЛЕКЦИЯ XXV СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 60—80-е ГОДЫ
Иллюзии и коммунистические перспективы. Экономические реформы и их результаты. Политическое устройство советского общества. Международное положение и внешняя политика. Симптомы кризиса
ЛЕКЦИЯ XXVI РОССИЯ НА РУБЕЖЕ 80-90-х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ
Рекомендуемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Что такое история? Предмет исторической науки. Основные этапы изучения русской истории.
История России является частью всемирной истории, под которой понимается путь, пройденный человечеством в целом за многие тысячелетия своего существования.
В современном мире специалисты насчитывают более 2,5 тысяч наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.
Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т.д. Что же изучает история?
Термин, давший название истории как одной из наук, изучающей человеческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значений. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как синоним слова "рассказ" или "происшествие". Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).
Термин "история" используется также для названия одной из гуманитарных наук, изучающих человеческое общество. История — наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем История пытается воскресить прошлое, изучить и понять его в движении, открыть законы этого движения.
Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памяти Мнемозины — Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в до н.э. Труд Геродота "История" был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: "Здесь Геродот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забвение временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы". "Historia est magistra vitae" ("История — наставница жизни"), — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям.
Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.
Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать справедливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опрокинутая в прошлое".
Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонардо да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утверждение: между методами истории и естественными науками нет ничего общего. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то историки пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в психику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.
И все же большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания. так и определенного профессионального мастерства.
Как специалисты изучают историю
Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка.
Роль теории в познании прошлого
Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского или труды современных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом определяют концепцию историка.