Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее выпуска по каждому виду. Различают: полный, групповой и внутригрупповой ассортимент продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и др. ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

Y определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

Y оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

Y изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие современных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

Y оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент, который определяется следующим образом:

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового). Рассчитаем его величину по данным таблицы 7.2:

Судя по величине этого коэффициента, произвели существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск первого изделия и сократился второй.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других убывает.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, рассчитываемый по формуле: , где ∆Удi – изменение удельного веса i-того вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период; n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высоко рентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВП

ВП

∆ВП

где ВП – стоимость валового выпуска продукции;

VВПобщ – общий объём выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении;

Удi – удельные веса i-х видов продукции в объщем объёме производства;

Цi – цены i- х видов продукции.

Данные графы 7 получены следующим образом:

ВПусл2= ∑(VВПобщ1∙Уд0 ∙Цi0)= 76 000 тыс.руб.

Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на индекс физического объёма выпуска продукции в целом по предприятию, исчисленного на основании объёма производства в условно- натуральных единицах или нормативных трудозатратах:

Таблица 7.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: