Золотоордынские, византийские и древнерусские традиции в политической культуре Московского царства.
Особенности образования единого русского государства.
1. На Руси шёл скорее процесс возрождения государства, а не государственной централизации как в Западной Европе. Здесь каждый князь считался суверенным правителем, поэтому объединение русских земель шло путём завоевания или насильственного присоединения к Москве прежних самостоятельных княжеств.
2. В своей объединительной политике московский князь не мог опереться на поддержку горожан и дворян в масштабах всей страны, как в Европе. В силу поместного характера землевладения местные служилые люди были привязаны к своему князю, поэтому в борьбе за единство русских земель московский правитель мог рассчитывать только на собственных бояр и дворян.
3. На Руси процесс образования единого государства шёл рука об руку с борьбой за освобождение от золотоордынского ига, т.е. главную роль играл внешнеполитический фактор. На Западе же основную роль в создании национальных государств сыграли внутренние обстоятельства: усиление торгово-экономических связей между отдельными районами страны, складывание единого внутреннего рынка, начало процесса первоначального накопления капитала, укрепление нового протокапиталистического уклада в экономике.
4. Московское государство с самого начала складывалось как многонациональная общность. Такого переплетения народов, культур, религий и обычаев, причём не только среди простого народа, но и среди правящего сословия, не было ни на Западе, ни, даже на Востоке.
Золотоордынские традиции.
1. Деспотизм власти.
2. Охолопливание знати.
3. Бесправие народа.
Византийские традиции:
1. Наделение правителя религиозной харизмой.
2. Подчинённое положение церкви в государстве.
3. Имперский комплекс.
Древнерусские традиции:
1. Соборно-вечевой идеал общественного устройства.
2. Широкое местное и сословное самоуправление.
3. Устойчивость удельно-родового уклада.
1. Авторитаризм власти – полное самодержавие.
2. Вотчинное государство - превращение всего населения в государевых слуг
3. Теория «Москва – Третий Рим» - претензия на объединение всех славянских и православных народов под властью московского правителя.
ВЫВОД: К первой четверти XVI века завершился процесс становления вновь образованного Русского государства на азиатско-византийской политической основе, да ещё при отличном от стран Европы мобилизационном пути развития. Однако во вновь образованном Русском государстве в отличие от европейских государств не было ни постоянной армии, ни чиновничьего аппарата, ни автономного положения церкви и сословий, ни свода законов, регулирующего новые порядки в стране. Решить эти задачи и обеспечить более прогрессивный путь развития государства Российского был призван новый правитель Иван IV Грозный.
ТЕМА 4. РЕФОРМЫ «ИЗБРАННОЙ РАДЫ» И ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА.