double arrow

Социально-политический облик Северо-Восточной цивилизации - Московской Руси

Золотоордынские, византийские и древнерусские традиции в политической культуре Московского царства.

Особенности образования единого русского государства.

1. На Руси шёл скорее процесс возрождения государства, а не государственной централизации как в Западной Европе. Здесь каждый князь считался суверенным правителем, поэтому объединение русских земель шло путём завоевания или насильственного присоединения к Москве прежних самостоятельных княжеств.

2. В своей объединительной политике московский князь не мог опереться на поддержку горожан и дворян в масштабах всей страны, как в Европе. В силу поместного характера землевладения местные служилые люди были привязаны к своему князю, поэтому в борьбе за единство русских земель московский правитель мог рассчитывать только на собственных бояр и дворян.

3. На Руси процесс образования единого государства шёл рука об руку с борьбой за освобождение от золотоордынского ига, т.е. главную роль играл внешнеполитический фактор. На Западе же основную роль в создании национальных государств сыграли внутренние обстоятельства: усиление торгово-экономических связей между отдельными районами страны, складывание единого внутреннего рынка, начало процесса первоначального накопления капитала, укрепление нового протокапиталистического уклада в экономике.

4. Московское государство с самого начала складывалось как многонациональная общность. Такого переплетения народов, культур, религий и обычаев, причём не только среди простого народа, но и среди правящего сословия, не было ни на Западе, ни, даже на Востоке.

Золотоордынские традиции.

1. Деспотизм власти.

2. Охолопливание знати.

3. Бесправие народа.

Византийские традиции:

1. Наделение правителя религиозной харизмой.

2. Подчинённое положение церкви в государстве.

3. Имперский комплекс.

Древнерусские традиции:

1. Соборно-вечевой идеал общественного устройства.

2. Широкое местное и сословное самоуправление.

3. Устойчивость удельно-родового уклада.

1. Авторитаризм власти – полное самодержавие.

2. Вотчинное государство - превращение всего населения в государевых слуг

3. Теория «Москва – Третий Рим» - претензия на объединение всех славянских и православных народов под властью московского правителя.

ВЫВОД: К первой четверти XVI века завершился процесс становления вновь образованного Русского государства на азиатско-византийской политической основе, да ещё при отличном от стран Европы мобилизационном пути развития. Однако во вновь образованном Русском государстве в отличие от европейских государств не было ни постоянной армии, ни чиновничьего аппарата, ни автономного положения церкви и сословий, ни свода законов, регулирующего новые порядки в стране. Решить эти задачи и обеспечить более прогрессивный путь развития государства Российского был призван новый правитель Иван IV Грозный.

ТЕМА 4. РЕФОРМЫ «ИЗБРАННОЙ РАДЫ» И ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: