опрос по основным терминам и понятиям темы – 10 мин.
4.3. Самостоятельная работа по теме:
- заслушивание рефератов – 10 мин.
- практическая работа по исторической карте – 20 мин.
4.4. Итоговый контроль знаний:
- решение проблемных задач – 10 мин.
- тематическое тестирование – 10 мин.
- подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
дворцовый переворот, Верховный тайный совет, конституционная монархия, «кондиции», «просвещенный абсолютизм», уезд, Уложенная комиссия. Сословно-представительная монархия, секуляризация, Просвещение, бироновщина, фаворитизм.
Борьба за власть после смерти Петра Великого. Фаворитизм. Екатерина I. Дворцовый переворот Елизаветы Петровны. Развитие государственного аппарата и его дальнейшая бюрократизация. Правление Петра III.
Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Особенности просвещенного абсолютизма Екатерины Великой. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Жалованные грамоты дворянству и городам. Судебная реформа. Оценка екатерининского царства историками.
|
|
6. Задания для уяснения темы занятия:
1. Какой орган выставил Анне Ивановне кондиции перед ее воцарением?
а) Верховный тайный совет
б) Сенат
в) Синод
г) Дворянское собрание
2. После смерти Петра I русским императором стал (а):
а) Петр II
б) Екатерина I
в) Елизавета
г) Анна Иоанновна
д) Петр III
3. Князь А.Д. Меньшиков закончил свои земные дни:
а) на каторге
б) в ссылке в Сибири
в) в войне на Кавказе
г) в столице
4. Э. Бирон:
а) Генерал-губернатор Петербурга
б) Фаворит Анны Иоанновны, правитель России
в) управляющий царским дворцом
г) немецкий посол
5. Анна Леопольдовна:
а) Управляла Россией самостоятельно в 1740-1741гг.
б) Была регентшей при Иване VI
в) Была регентшей при Елизавете Петровне
г) Никогда не была руководителем России
6. Елизавета Петровна стала русской императрицей:
а) по завещанию
б) по решению Верховного тайного совета
в) в результате переворота с помощью гвардейских частей
г) всенародного волеизъявления
7. Наследником Елизаветы Петровны стал:
а) Иван Федорович
б) Петр Федорович
в) Александр Николаевич
г) Павел Петрович
8. Определите даты правления Екатерины II:
а) 1761-1796гг.
б) 1762-1796гг.
в) 1762-1794гг.
г) 1761-1797гг.
9. Эпоха просвещенного абсолютизма – это время:
а) Анны Иоанновны
б) Елизаветы Петровны
в) Екатерины II
г) Анны Леопольдовны
10. Е. Пугачев выдавал себя за:
а) Петра I
б) Петра II
в) Петра III
г) Павла I
11. Екатерина II стала императрицей:
а) по праву наследства
б) по завещанию Петра III
в) в результате дворцового переворота
г) по завещанию Елизаветы Петровны
|
|
1. Выдавая себя за Петра III, Пугачев собрал много сторонников вокруг себя, в его ряды вступили даже те, кто прекрасно понимал мнимость царского происхождения Емельяна Пугачева, но почему в это поверил Павел и даже встретился с самозваным отцом?
2. Политика Екатерины II принято называть политикой «просвещенного абсолютизма», не были ли вызваны просветительские настроения необходимостью понравиться обществу, ведь приход к власти Екатерины в результате переворота и убийства мужа многие осуждали, или этого требовало воспитание и образование императрицы?
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:
Темы рефератов:
1. Бирон и бироновщина.
2. Екатерина II и ее фавориты.
3. Третья крестьянская война в России. Е. Пугачев.
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.
2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.
3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.
Дополнительная:
1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1
2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004
Учебно-методическая:
1. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Под ред. А. Н. Сахарова. M., 1997.
2. История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998.
3. История России и мировые цивилизации / Под ред. М.Р. Рубана. М., 1997.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.
История России с IX в. до наших дней. Учеб. Пособие, ВГУ, 1997.
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний