Методические советы. 2. Эпоха первых Романовых

Литература

Тема III. РОССИЯ В XVII в.

1. Смутное время.

2. Эпоха первых Романовых.

3. Развитие идеологии, культуры и просвещения в XVII в.

Темы рефератов:

1. Самозванчество в России.

2. Отряды С. Разина в Пензенском крае.

1. Хрестоматия по истории России в 4-х томах. Т. 1. М., 1994.

2. Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. 1998. № 9.

3. Белякова З. Романовы. Как это было. СПб., 2006.

4. Буганов В.И. Разин и Разинцы. М., 1995.

5. Галерея Лжемонархов // Родина. 2006. № 6-12; 2007. № 1-3, 5, 7, 9; 2008. №4. 2009. № 11.

6. Даннинг Ч. Царь Дмитрий // Вопросы истории. 2007. № 1.

7. Дому Романовых – 380 лет. Неизвестные страницы // Родина. 1993. № 1.

8. Козляков В. Лукавый царедворец // Родина. 2007. № 9.

9. Очерки истории Пензенского края. Пенза, 1972.

10. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.Н. Россия после смуты – время выбора // Отечественная история. 2008. № 5.

11. Ляпин Д.А. Волнения в русских городах в середине XVII в. // Вопросы истории. 2010. № 4.

12. Пензенская энциклопедия. М., 2001.

13. Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004. Он же. Происхождение царской династии Романовых // Преподавание истории в школе. 2008. №10.

14. Романовы. 300 лет служения России. М., 2006.

15. Россия после Смуты // Родина. 2006. № 11.

16. Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. // Отечественная история. 2008. № 1.

17. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. И. Болотников. Л., 1988; Он же. Самозванцы в России в начале XVII в. Новосибирск, 1990.

18. Смута в России. XVII век // Родина. 2005. № 11.

19. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. №4-5.

20. Уткин С. Смерть за царя? // Родина. 2005. № 11.

21. Шишков А. Очищение от Смуты // Родина. 2005. № 1.

22. История русской культуры IX-XX вв. Учебное пособие под ред. Л.В. Кошман. М., 2006.

23. Энциклопедия Российской монархии. М., 2000.

1 вопрос. Выделите причины наступления Смутного времени и его основное содержание. Какие силы и личности претендовали на русский престол? Подчеркните ту роль, которую сыграли народные массы в сохранении российской государственности. Конкретизируйте данный материал на примере таких фигур, как К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин и др. Обратите внимание на последствия Смуты и ее значение для последующего развития страны. Какую связь имеют эти события с введением государственного праздника «День народного единства», отмечающегося ежегодно 4 ноября.

2 вопрос. Проанализируйте основные тенденции во внутреннем развитии России в период правления первых Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Какие изменения произошли в статусе Земских соборов? Как завершился процесс закрепощения крестьян. Определите значение Соборного Уложения 1649 г. Почему XVII в. называют «бунташным» веком? Какие направления внешней политики можно выделить в это время?

3 вопрос. Характеризуя сферу идеологии, выделите причины и социальный смысл церковного Раскола. Конкретными примерами проиллюстрируйте процесс обмирщения культуры. Обратите внимание на появление новых жанров и стилей в литературе и искусстве (архитектура, живопись, театр). Какие факты свидетельствуют о развитии просвещения в XVII в.? Обратите внимание на рост грамотности, распространение знаний, влияние европейской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: