Содержание
История и как ее изучают | |
Методические указания преподавателям | |
Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины «История» | |
Методические указания студентам | |
Основные учебники и учебные пособия | |
Тема 1. История как наука | |
Тема 2. Славяне и другие народы Восточной Европы IX-XIII вв. | |
Тема 3. Русские земли в XIII - XIV вв.: развитие феодализма и преодоление раздробленности | |
Тема 4. Формирование и развитие единого централизованного российского государства XV–XVII вв. | |
Тема 5. Россия в ХVIII веке: начало модернизации и европеизации | |
Тема 6. Россия в первой половине ХIХ в.: проблемы поиска путей модернизации | |
Тема 7. Развитие мировой индустриальной цивилизации и ускорение модернизации российского общества во второй половине XIX века | |
Тема 8. Pоссия и мир на рубеже XIX -XX веков: неравномерность и противоречивость развития | |
Тема 9. Россия в 1914-1920 гг.: эпоха войн и революций. | |
Тема 10. Советская Россия в 1920-е гг. | |
Тема 11. Складывание тоталитарной системы в СССР (конец 1920-х – 30-е годы) | |
Тема 12. СССР в годы Второй мировой войны. | |
Тема 13. Советский Союз в 1950-х – начале 1960-х годов. | |
Тема: 14. Советско - коммунистическая система в 1960-х –1980-х годах: проблемы развития и мировой опыт. | |
Тема 15. СССР в период перестройки и новые взгляды на мировое развитие | |
Тема 16. Современная Россия: проблемы модернизации | |
Тесты по темам семинарских занятий | |
Вопросы к экзамену и дифференцированному зачету | |
Фильмы по курсу “История” | |
Приложение |
История – одна из важнейших форм самосознания людей. Являясь социально памятью человечества, история передает его от одного поколения к другому. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.
|
|
Само понятие «история» возникло в Древней Греции и означает повествование о прошедшем, об узнанном. Перевод этого слова помогает понять и содержание предмета – науки истории. Ныне история предстает в качестве науки, системы наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности. Примечательная особенность исторической науки – ее пристальное внимание к подробности, конкретному событию, в которых являют себя человек, его природа и активизм.
История как наука оперирует удостоверенными данными, как правило, точно установленными фактами. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – все остатки, следы прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре группы (класса) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические.
|
|
Основой историознания являются биографии и хронология, поэтому данное пособие содержит персоналии и хронологический минимум. Они составляют первоначальное ядро фактов, которые требуют своего истолкования и объяснения. Так в исторической науке вырабатываются концепции, теории, под углом зрения которых строится историческое описание. Суть любой концепции заключается в отыскании движущих сил и обстоятельств, в которых эти движущие силы действовали. Таким образом, с одной стороны, необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмысливать совокупность фактов с целью выявления устойчивых причинно-следственных связей, или закономерностей, в развитии общества.
В современных условиях историки всё более исходят из того, что при всей специфике исторического развития, индивидуальном характере каждой эпохи, в истории просматриваются определенные закономерности. Но не в смысле фатального движения к какой-либо цели, а как пробивающие себе дорогу тенденции, импульсы, взаимосвязи. В новейшей исторической науке, как и в мировой историографии в целом, нарастает активное взаимодействие истории и других гуманитарных наук, прежде всего, лингвистики, филологии, психологии; методы этих наук в конкретных исследованиях нередко дополняют друг друга.
Историки склонны сегодня рассматривать историю на широких основаниях, согласно которым в общественной жизни в разных комбинациях и в различные периоды с той или иной силой действуют «на равных» многообразные факторы – культурные, технологические, организационно-экономические, идейно-политические. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. История видится в качестве взаимодействия больших культурно-исторических сообществ, объединенных понятием «цивилизация». Исторический путь России, являющейся цивилизационно-неоднородным обществом, нередко анализируется с точки зрения воздействия на него культурно-формирующих центров – Запада и Востока.
Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические типы цивилизации, их характерные особенности, место отдельных культурно-исторических эпох во всемирно-историческом процессе.
Для цивилизационного и других новых подходов в историческом познании характерным является понимание общественного развития как «многослойной» социально-культурной и интеллектуальной истории. В конце ХХ – ХХI вв. в русле исторического познания сформировалось несколько направлений, которые расширяют представление об историческом процессе за счет анализа повседневной жизни людей, истории идей, внутреннего мира человека, учета факторов, культуры в ее разнообразных проявлениях – «новая социальная история», «новая историческая наука», «новая интеллектуальная история», «культурно-интеллектуальная история», «психоистория».
Историческое сознание общества имеет сложносоставной характер. Оно не сводится к тем образам истории, которые формирует историческая наука – официальная история, главенствующая в официальных учреждениях и системе образования. В историческом знании представлены также другие компоненты: критика официальной истории (контристория), которая может при определенных обстоятельствах заменять официальную историю (например, в бывших колониях; после революционных переворотов, приводящих к фундаментальной переоценке ценностей); память поколений, которая закрепляется в различных формах (праздники, семейные предания, анекдоты и байки на «исторические темы» и проч.); эмпирическая история, опирающаяся на данные демографии, статистики, литература и кино.
|
|
Нужно помнить, что опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие социальные и политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия, потому в истолковании тех или иных исторических событий прослеживается непрекращающаяся борьба политических идей и мнений. Между тем отношение к истории как к науке требует разделять и различать, насколько это вообще возможно, факты и оценки, объективную истину и «историческую правду».
В основу выделения тем в данном плане семинарских занятий положен принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти на Руси, в России, СССР, наконец, в Российской Федерации, играющий роль индикатора перемен в общественном обустройстве. Подобная периодизация – в силу особой роли государственно-политического начала в истории Руси/России – отвечает социально-культурной интерпретации исторического развития российского сообщества. Согласно этому подходу история осмысливается как смена эпох, крупных полос развития, отмеченных присущими ей системами культуры, ментальностями, стилем – своего рода духовным и идейным камертоном общества, его «властителей дум».
Методическое пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, вопросы для самоконтроля, а также темы рефератов и творческих заданий по всем темам, что позволяет более эффективно решать учебно-педагогические задачи в ходе семинарских занятий.
Сконцентрированные в этом издании материалы позволяют проводить как традиционные семинарские занятия по истории, так и использовать другие формы творческого изучения вопросов истории, такие как, коллоквиумы, «круглые столы», конференции, олимпиады и т. д.
Пособие рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы, которая отражает, все формы работы студента, учитывая данные текущего контроля. Итоговой формой контроля изучения курса «Истории» является экзамен (зачет). Пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов (см. Приложение).
|
|