Ругевит

РАДЕГАСТ

ПОРЕВИТ

ПОРЕНУЧ

ПОЛКАН

ПОЛЕЛЬЯ

ПОГОДА, ИЛИ ДОГОЛА

ПОСВИСТ, ИЛИ ПОХВИСТ

Как русские, так и поляки думали, что Посвист божество бури. Похвиста мы можем сравнить с Эолом.

Погода был бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Это славянский Зефир. Я не нахожу, чтобы Погода был в России известен; но поляки и венды поклонялись ему. Его описывают человеком с остроконечною шапкою, из которой высовываются два бычьих рога. В правой руке был у него рог изобилия, лежавший на груди, а в левой — посох. Это изображение не сходно с кумиром, найденным в Прильвице. Имена, какие дают иногда сему божеству, как Догода и Погода, ложны, потому что они в славянских наречиях неизвестны.

Между утварями, найденными в Прильвице, были также следующие вещи: жертвенный сосуд, чаша и нож Погоды.

Полелья был сын Лады и бог супружества. Это доказывает и его имя, означающее такого, который по Лелии следует. Уже выше было упомянуто, что Лелия представлял славянского Купидона. Преемник Купидона бывает по большей части Гименей, или Полелья.

Этот бог имеет вид человека с головы до пояса, у которого прочая часть тела подобна лошади. Этот Полкан, или полуконь (столь часто встречавшийся в русских сказках) не есть ли кентавр древних? Говорят, что он был весьма силен и бежал очень быстро.

Саксон Грамматик повествует нам, что кумир Поренуча стоял на острове Рюгене в городе Карензе. У этого истукана было четыре лица на голове, а пятое на груди, коего чело держал Поренуч левою, а подбородок онаго правою рукою.

Какое божество был Поренуч, о том мнения различны. Одни исследователи думают, что он был бог беременных. Другие заключают, что поклонялись ему, как покровителю мореплавания.

Поревит также стоял в Карензе. Образ его представляется с пятью головами. Мы не знаем, какое собственное было дело Поревита. Но существуют версии, что он был бог добычи, и производит имя его от славянского слова Поривац, похититель.

Это было божество оботритов, или мекленбургских славян. В правой руке держал он щит, на котором изображена была черная воловая голова, а в левой копье. Голова его покрыта была шлемом, на котором стояла птица с распростертыми крыльями. Какой он был бог, того мы не знаем.

Истукан Ругевита стоял на острове Рюгене в городе Карензе. Саксон Грамматик говорит, что сей истукан находился в середине города, и что вместо стен окружали ее пурпуровые ковры. Этот кумир сделан был из одного дуба и представлял чудовище с семью лицами, которые все были на шее и соединялись наверху в одном черепе.

На поясе висело у него семь мечей с ножнами, а осьмой, обнаженный, держал он в правой руке своей. Этот последний меч был так крепко пригвожден к руке, что ее надобно было вместе отрубить, дабы снять с истукана меч. Величина и толстота его были необычайны, так что епископ Абсалон, поднявшись даже на пятки, едва мог достать до подбородка жезлом своим, который он обыкновенно носил с собою. Рюгенцы думали, что он подобно Марсу, был бог войны.

Истукан Ругевита был истреблен Абсалоном, равно как и другие изображения рюгенских идолов. Ему отрубили ноги, и он с треском обрушился на землю. Жители воображали, что боги их станут сопротивляться: однако ж без этого обошлось. Ругевита потащили из города, между тем как на нем стоял епископ Свен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: