Волхв, или волховец

ВОДА

БУГ

БЕЛБОГ

БОГИ СЛАВЯН

Мифы и легенды народов мира / Сот. Н. Будур, И. Панкеев. – М., «РООССА», в 3-х т., т.3. С. 157-175

Самое имя означает белого, то есть доброго бога. Говорят, что его изображали с кровавым, покрытым мухами лицом, на котором они питались. Это дало повод называть его богом мух... Но это совсем несправедливо. Насекомые произошли от случая, а именно крови, которою славяне после жатвы обмазывали многих богов своих; или это служило символом доброго божества. Не означало ли это бога хранителя, каков у римлян Deus conservator? По крайней мере известно, что славяне признавали его за источник всякого добра — это показывает имя его и показывают все авторы, писавшие о сем предмете. На празднествах и пирах своих жертвовали ему славяне своих напитков (pateram consecrabant), в том мнении, что он дарует им всякое добро и защитит их от Чернобога, противоположного ему божества.

По моему мнению, принадлежат оба сии божества к древнейшим, какие только были у славян. Человек познакомился с чувством физического зла и блага прежде, нежели с каким-либо другим. Он посмотрел вокруг себя — воображение создало ему два начала, или две причины сему, и он назвал их добрыми и злыми божествами. Так произошли персидский Оромас и Ариман, и таким же образом произошли, конечно, наши перводревние Белбог и Чернобог.

Некоторые писатели утверждают, что древняя река Гиланис, наш нынешний Буг, был боготворим славянами; другие еще далее простирают свои утверждения: они говорят, что теперешнее русское слово «бог» произошло от слова «Буг».

Это опровергают имена древнейших славянских идолов Белбога и Чернобога. Окончание сих слов доказывает, что имя «бог» давно уже было в славянском языке; христианские славяне не от реки заимствовали это имя, а воспользовались старинным своим словом. С сим согласны слова всех славянских народов. Следующее может служить доказательством.

На русском «бог»; на польском, верхне-лаузицком, кассубийском, кроатском, силезском «бог»; на нижне-лаузицком «бог» (Bogh); на краинском «буг»; на богемском «бег».

Как же могли имена так согласоваться между собою, когда на берегах реки Буга поселилась одна только отрасль славян дулебы, а впоследствии другие отрасли их? Прочие славяне, жившие в Богемии, Мекленбурге и далее, может быть, в первые времена не знали еще ничего о сей реке, а при всем том знали однако ж имя «бог».

По сему весьма вероятно утверждение, что эта река была так названа от сарматов, еще прежде, нежели славяне поселились на берегах ее.

В Прильвице нашли статую с надписью «Вода». Так как сей истукан был представлен вооруженным и с воинскими доспехами, то думали, что это изображение бога войны. По одному звуку сего слова, совершенно славянского, нельзя почитать его божество заодно с Одином. Водою назывался предводитель, чему служить может доказательством старое русское слово «воевода», т.е. военачальник или полководец. Не имели ли славяне у себя храброго и благородного предводителя, о котором они и по смерти его думали, что дух его носится перед войском их, а затеем и обожествили его?

Летопись Новгородская рассказывает о сем Волхве много нелепого; например: что он был сын князя Славена, построившего будто бы город Славенск. Этот Волхв мог превращаться в диких зверей, и в таком виде плавал он на реке Мутной, которая после по этому чудовищу названа Волховом. Наконец, говорит летописец, что демоны удавили сего чародея другими идолами; но спустя еще долгое время, остались служение и образ его в Ростове; один монах по имени Авраам низвергнул его, построил на том месте церковь и сделал прочих язычников христианами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: