double arrow

Объект исследования

Итак, Исследователь, найдя для себя интересную проблему, убедился – проблемой заниматься надо, а Студент актуальность худо-бедно сочинил. Причем, если именно актуальность толкнула Исследователя на разработку данной темы, то Студент к уже сформулированной (им, но чаще – руководителем) теме начинает белыми нитками актуальность пристегивать. Пристегнул? Тогда идем дальше.

Теперь пора разобраться с тем, что мы будем изучать более конкретно. Это называется определить объект и предмет исследования, что является одной из самых тяжелых (в смысле интеллектуальных, а не физических усилий) задач при написании введения.

Даже для Исследователя определить объект исследования порой непросто. И не потому, что он не знает, что будет изучать. Тут-то как раз все просто – взявшись за изучение чего-то, он тем самым уже определил объект своего исследования. Трудности – в формулировке.

Мое многолетнее стремление донести до Студентов содержание данных категорий привело к постепенному упрощению их определений (боюсь, этот процесс еще не закончен). Итак, объект исследования – это нечто самостоятельное, цельное, имеющие явные границы, обладающее определенной автономностью. Это может быть некое историческое явление, процесс, событие, область общественной или экономической жизни, социальная категория, личность и т.д. и т.п. В любом случае объект обладает набором определенных параметров, отличающих его от других подобных объектов (например – определенные территориальные рамки).

Главное здесь – цельность и самостоятельность. Поэтому, с одной стороны – в рамках конкретного объекта могут быть выделены еще ряд составляющих его самостоятельных объектов, а, с другой стороны – он сам, наряду с другими, может быть частью другого, более глобального объекта. Таким образом, понятие объекта исследования относительно и связано с теми границами, которые мы сами устанавливаем: войны в мировой истории – Вторая мировая война – Великая Отечественная война / Китайско-Японская война – Сталинградская битва / высадка союзников в Нормандии – Западный фронт – 2-я ударная армия – 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Или: социальная структура российского общества – российское дворянство – провинциальное уфимское дворянство – семейство Аксаковых.

Отсюда вывод – с объектом надо быть повнимательнее.

Подсказки Студентам:

1) Типичная ошибка не только у студентов, но даже у аспирантов – глобализация объекта. Речь в одной из кандидатских диссертации шла о развитии горной промышленности Уфимской губернии в пореформенный период, а объектом исследования выступала… экономическая история России (почему не мировой цивилизации?) Вот если бы работа была посвящена анализу роли горной промышленности указанной губернии в российском или даже (чего мелочиться) мировом производстве меди / чугуна / чего-то там еще, вот тогда объект бы у нас вырос вполне соответственно и обосновано.

2) Исследователь идет от объекта исследования к предмету исследования. Студент – наоборот. Поэтому, Студент, не напрягайся. Вернешься к определению объекта своего исследования после того, как разберешься с его предметом. В любом случае объект прочно связывается с предметом и названием работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: