Культура Вьетнама в XVI — первой половине XIX вв

Вьетнамо-китайские отношения

После прихода к власти в Китае Цинской династии, характер отношений Вьетнама с Китаем в целом не изменился. Лишь в период маньчжурского завоевания Китая династия Чинь безуспешно попыталась возвратить в состав Вьетнама захваченные ранее Китаем вьетнамские земли. В 1667 г. вьетнамский император Ле Хюен Тонг получил от Цинов титул «Ван Аньнаня». В это время на юг Вьетнама переселилось значительное количество китайцев, прежде всего сторонников свергнутой династии Мин. Некоторые из них поселились в пригороде Сайгона — Шолоне, постоянно проживая там все последующее время, вплоть до наших дней.

Возникали некоторые пограничные конфликты между двумя государствами в 80-е тт'. XVII в. В 20-е гг. XVIII в. часть захваченных ранее китайцами вьетнамских земель была возвращена.

В конце XVII в. вьетнамские власти запретили китайцам приезжать на постоянное место жительства, соблюдать их обычаи, говорить по-китайски и носить свою национальную одежду.

В период восстания Тэйшонов в 1771 г. император Ле Тьеу Тхонг бежал из страны и обратился за помощью к китайским лвластям. В 1788 г. во Вьетнам вошла китайская армия, захватившая столицу Тхан Лонг и восстановившая на престоле прежнего императора. Однако затем тэйшоны смогли перестроить свои ряды, и китайцы потерпели военное поражение. Вместе с остатками цинских войск в Китай бежал и император Ле Тьеу Тхонг. Тэйшоны начали мирные переговоры с Цинами. Император Цяньлун решил признать вождя Тэйшонов Куанг Чунга новым вьетнамским императором, и в Пекине ему была устроена пышная встреча.

В 1802 г., когда восстание Тэйшонов было подавлено, новый правитель Зя Лонг вскоре получил от Цинов инвеституру на управление, став новым императором с 1804 г. С того момента вассалитет Китая над Вьетнамом становился все более формальным, а с 1845 г. вьетнамский император и вовсе перестал выплачивать дань Пекину.

В этот период культура Вьетнама достигает нового уровня развития.

В области литературного творчества вьетнамскими писателями и поэтами создавались произведения на языке тыы ном и на языке ханван. На тыы ном появляются произведения, реалистически отражавшие тогдашнюю вьетнамскую действительность. Наиболее известным писателем данного направления стал в конце XVIII — начале XIX вв. Нгуен Зу со своим поэтическим произведением «Стенания истерзанной души». Власти пытались запретить некоторые из произведений на тыы ном, в которых в аллегорической форме высмеивались нравы, царившие в среде знати.

Широкое распространение в XVII-XVIII вв. получил жанр чуен (повествовательная поэма), по форме очень напоминающая народный фольклор. Создавались и исторические произведения, из которых выделяется поэма «Книга Небесного Юга», в которой рассматривается вьетнамская история от момента возникновения государственности и вплоть до прихода к власти клана Маков. Часть литературных произведений той эпохи была написана под явным влиянием китайской традиции.

В XVIII в. появляется жанр нгэм (лирическая поэма), в котором зачастую описывались страдания и чувства женщин. Наибольшую известность среди них получили произведения Данг Чанг Конга, Доан Тхи Диема, Нгуен Зиа Тхиеу, а также поэтессы Хо Суан Хыонг.

Из писателей, творивших на ханване, выделяются Ле Куи Дон с его многотомным произведением «Общая история государства Дайвьет», «Записками о пограничных провинциях», в которых содержится значительный материал о различных сторонах жизни государства Нгуенов. Кроме него, следует назвать Фам Динь Хо и его произведение «Очерки, написанные во время дождей», Ле Хыу Чака автора книги «Описание путешествия в столицу» и др.

Получил свое развитие и вьетнамский театр, в котором наиболее заметными направлениями являлись жанры туонг и тео, возникшие еще в XVII в. Жанр туонг вобрал в себя элементы народных действ в сочетании с традициями китайского и сиамского традиционных театров. В таких пьесах сюжет строился на описании борьбы двух противоположных начал — положительного и отрицательного. Жанр тео пользовался наибольшей популярностью на севере Вьетнама. Он был более прост для восприятия в сравнении с туонгом, и пьесы там часто разыгрывали непрофессиональные актеры на простонародном языке, без использования декораций на площадках перед домами под аккомпанемент народной музыки.

XVII-XVIII вв. являются также и периодом расцвета вьетнамского искусства. Это прежде всего архитектура религиозных сооружений, украшенных замечательными деревянными скульптурами. Живопись была развита намного слабее и не оказала в тот период сколько-нибудь существенного воздействия на общие тенденции вьетнамского искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: