double arrow

Культура Вьетнама в XVI — первой половине XIX вв


Вьетнамо-китайские отношения

После прихода к власти в Китае Цинской династии, характер отношений Вьетнама с Китаем в целом не изменился. Лишь в период маньчжурского завоевания Китая династия Чинь безуспешно попыталась возвратить в состав Вьетнама захваченные ранее Китаем вьетнамские земли. В 1667 г. вьетнамский император Ле Хюен Тонг получил от Цинов титул «Ван Аньнаня».В это время на юг Вьетнама переселилось значительное количество китайцев, прежде всего сторонников свергнутой династии Мин. Некоторые из них поселились в пригороде Сайгона — Шолоне, постоянно проживая там все последующее время, вплоть до наших дней.

Возникали некоторые пограничные конфликты между двумя государствами в 80-е тт'. XVII в. В 20-е гг. XVIII в. часть захваченных ранее китайцами вьетнамских земель была возвращена.

В конце XVIIв. вьетнамские власти запретили китайцам приезжать на постоянное место жительства, соблюдать их обычаи, говорить по-китайски и носить свою национальную одежду.

В период восстания Тэйшонов в 1771г. император Ле Тьеу Тхонг бежал из страны и обратился за помощью к китайским лвластям. В 1788г. во Вьетнам вошла китайская армия, захватившая столицу Тхан Лонг и восстановившая на престоле прежнего императора. Однако затем тэйшоны смогли перестроить свои ряды, и китайцы потерпели военное поражение. Вместе с остатками цинских войск в Китай бежал и император Ле Тьеу Тхонг. Тэйшоны начали мирные переговоры с Цинами. Император Цяньлун решил признать вождя Тэйшонов Куанг Чунга новым вьетнамским императором, и в Пекине ему была устроена пышная встреча.




В 1802г., когда восстание Тэйшонов было подавлено, новый правитель Зя Лонг вскоре получил от Цинов инвеституру на управление, став новым императором с 1804г. С того момента вассалитет Китая над Вьетнамом становился все более формальным, а с 1845 г. вьетнамский император и вовсе перестал выплачивать дань Пекину.

В этот период культура Вьетнама достигает нового уровня развития.

В области литературного творчества вьетнамскими писателями и поэтами создавались произведения на языке тыы ном и на языке ханван. На тыы ном появляются произведения, реалистически отражавшие тогдашнюю вьетнамскую действительность. Наиболее известным писателем данного направления стал в конце XVIII— начале XIXвв. Нгуен Зусо своим поэтическим произведением «Стенания истерзанной души».Власти пытались запретить некоторые из произведений на тыы ном, в которых в аллегорической форме высмеивались нравы, царившие в среде знати.

Широкое распространение в XVII-XVIII вв. получил жанр чуен (повествовательная поэма), по форме очень напоминающая народный фольклор. Создавались и исторические произведения, из которых выделяется поэма «Книга Небесного Юга»,в которой рассматривается вьетнамская история от момента возникновения государственности и вплоть до прихода к власти клана Маков. Часть литературных произведений той эпохи была написана под явным влиянием китайской традиции.



В XVIII в. появляется жанр нгэм (лирическая поэма), в котором зачастую описывались страдания и чувства женщин. Наибольшую известность среди них получили произведения Данг Чанг Конга, Доан Тхи Диема, Нгуен Зиа Тхиеу, а также поэтессы Хо Суан Хыонг.

Из писателей, творивших на ханване, выделяются Ле Куи Дон с его многотомным произведением «Общая история государства Дайвьет», «Записками о пограничных провинциях»,в которых содержится значительный материал о различных сторонах жизни государства Нгуенов. Кроме него, следует назвать Фам Динь Хо и его произведение «Очерки, написанные во время дождей»,Ле Хыу Чака автора книги «Описание путешествия в столицу»и др.

Получил свое развитие и вьетнамский театр, в котором наиболее заметными направлениями являлись жанры туонг и тео, возникшие еще в XVII в. Жанр туонг вобрал в себя элементы народных действ в сочетании с традициями китайского и сиамского традиционных театров. В таких пьесах сюжет строился на описании борьбы двух противоположных начал — положительного и отрицательного. Жанр тео пользовался наибольшей популярностью на севере Вьетнама. Он был более прост для восприятия в сравнении с туонгом, и пьесы там часто разыгрывали непрофессиональные актеры на простонародном языке, без использования декораций на площадках перед домами под аккомпанемент народной музыки.



XVII-XVIII вв. являются также и периодом расцвета вьетнамского искусства. Это прежде всего архитектура религиозных сооружений, украшенных замечательными деревянными скульптурами. Живопись была развита намного слабее и не оказала в тот период сколько-нибудь существенного воздействия на общие тенденции вьетнамского искусства.







Сейчас читают про: