double arrow

Методические указания. 1. Готовясь к первому вопросу, сосредоточьте внимание на следующих положениях:


1. Готовясь к первому вопросу, сосредоточьте внимание на следующих положениях:

· причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 г.;

· формирование идеологии декабристов;

· появление первых тайных обществ и их программы.

Практическое задание. Составьте таблицу, раскрывающую программные документы Южного и Северного обществ, черты сходства и отличия в них.

Выясните причины поражения и историческое значение восстания 14 декабря 1825 г. Какой была реакция общества на поражение декабристов? Какое влияние декабризм оказал на развитие либерального и революционного движения в России?

2. Изучая второй вопрос, обратите внимание на то, что идейным обоснованием охранительной политики самодержавия явилась теория официальной народности, призванная доказать «исконность» и «законность» монархического правления и крепостного права, которая рассматривалась самодержавием как «последний якорь спасения», «умственная плотина» против проникновения и распространения в России разрушительных революционных идей. Подумайте:

· в чем сущность теории официальной народности?




· кто является ее автором?

· о чем свидетельствует сам факт ее появления?

· какие новые черты приобрела теория официальной народности по мере роста оппозиции самодержавию?

3. Рассматривая третий вопрос, раскройте особенности российского либерализма. Какие ценности проповедовали российские либералы? Каким было их отношение к самодержавию и крепостному праву?

Постарайтесь разобраться в сути спора-конфликта западников и славянофилов. Как эта борьба согласуется с высказыванием «западника» А.И.Герцена, отмечавшего: «Мы думали и чувствовали по-разному, но сердце в нас билось одно»? Как вы понимаете тезис славянофилов: «Сила власти — самодержавию, сила мнения — народу»? Прав ли был западник К.Д. Кавелин, когда говорил, что разрыв в истории России возникает из-за того, что «мерят чужой меркой»? Как вы это понимаете?

Практическое задание. Опираясь на сравнительную схему взглядов западников и славянофилов, оцените степень радикализма в определении будущего России той и другой группы. (См. Приложения. Таблица 13).

Что такое земский либерализм? Почему российским либералам не удалось объединиться в самостоятельную политическую партию, способную вести борьбу за власть во второй половине XIX в.?

4. Анализируя четвертый вопрос, подумайте, какие факторы стимулировали активизацию общественной жизни России во второй половине XIX в.

В условиях проведения реформ 60-х–70-х гг. XIX в. в российском обществе усилились радикальные настроения разночинной интеллигенции, активизировалась революционная деятельность её наиболее передовой части, широкое распространение получили идеи социализма. Выясните, каковы основные положения теории крестьянского социализма?



Что такое народничество? Охарактеризуйте его цель, задачи, состав участников движения, его сильные и слабые стороны. Можно ли считать народничество специфическим явлением общественной жизни России или оно характерно и для других стран?

Практическое задание. Составьте таблицу и сравните три течения народничеств: пропагандистское, бунтарское, заговорщическое. Что позволяет считать их течениями одного идейного движения? В чем состоял утопизм народников?

Почему потерпели неудачу народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля»? Какова судьба «Черного передела»?

Проблемное задание

В 1878 г. Вера Засулич, первая женщина-террористка в России, была привлечена к уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника генерала Ф. Ф. Трепова. Засулич должны были, по логике вещей, подвергнуть суровой каре. Однако она прямо из зала суда была выпущена на свободу. Почему?

В конце XIX в. в России начинает распространяться марксизм, формируются первые марксистские кружки и группы. Подумайте



· в чем состояла привлекательность марксистских идей, в чем сильная и слабая стороны марксизма?

· какие первые рабочие организации вам известны? В чем выражалась их деятельность?

· почему в России восприняли марксизм не только как философию, но и как руководство к действию?

· когда возникла Российская социал-демократическая рабочая партия? Кто были ее лидеры? Какие задачи ставила РСДРП?

Указатель основных терминов к теме:

Анархизм– (греческое – безвластие) – политическое течение, выступающее за уничтожение государства как принудительной формы власти и замена его свободным, добровольным объединением граждан. Русскими теоретиками анархизма были М.А.Бакунин и П.А. Кропоткин.

Аренда– (лат. - отдавать взаймы) – наем на определенный срок за установленную сторонами плату имущества (земли, помещения, предприятия и т.д.) для самостоятельного использования.

Артель – 1. Добровольное объединение для совместной работы с участием в общих доходах, с общей ответственностью на основе круговой поруки. 2. Вид кооперации с частичным обобществлением средств производства. Возникла в середине XIX в. для совместной обработки земли, а также переработки сельхозсырья (сыроварение, изготовление масла и пр.).

Барщина – форма феодальной земельной ренты (дохода, не связанного с предпринимательской деятельностью), бесплатный принудительный труд крепостного, работавшего со своим инвентарем в хозяйстве феодала. На Руси появилось во времена Киевского государства, укрепилось во второй половине XVI в., широко использовалось до первой половины XIX в. Барщинная система держалась на натуральном хозяйстве, прикреплении крестьян к земле, личной зависимости от феодала, дававшего своим крестьянам земельные наделы. При этом крепостные сами себя кормили, вносили оброк феодалу, платили налоги государству.

Бланкизм- взгляды французского революционера Луи Огюста Бланки (1805-1881), который считал, что успех социальной революции связан не с выступлением широких народных масс, а с деятельностью группы заговорщиков, использующих террор против властей. Часть разночинцев в России, разделяя эти взгляды, признавала тактику сектантства и терроризма, создавала организации заговорщиков.

Бюрократия– власть чиновников, система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, обладающего определенными функциями и привилегиями, стоящего над обществом. Отличается произволом, формализмом, взяточничеством. Слова «бюрократ», «аппаратчик», «чиновник» стали нарицательными.

Великодержавный шовинизм – националистическая политика возвеличивания основной нации и принижения всех остальных народов; выражается в правовом неравенстве, национально гнете, погромах, культурном давлении.

Воинская повинность– установленная законом обязанность мужского населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Введена в 1874 г. в ходе проведения военной реформы.

Восточный вопрос - обозначение международных противоречий в XVI – начале XX вв., связанных с распадом Османской империи, ширившимся национально-освободительным движением и борьбой европейских великих держав за раздел ее владений. Для России Восточный вопрос состоял из трех частей: 1) Отношения ее с Турцией и европейскими державами по поводу турецкого господства на Балканах. 2) Сохранение интересов России в районах соприкосновения с Турцией. 3) Поддержка национальных и религиозных движений нетурецких народов Османской империи. Разрешен в ходе Октябрьской революции 1917 г. в России, окончания Первой мировой войны и буржуазной революции в Турции. Лозаннский мирный договор 1923 г. между Турцией и странами Антанты юридически ликвидировал Восточный вопрос.

Временнообязанные крестьяне - категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости положениями 19 февр. 1861 г., но не переведённых на выкуп. За пользование землёй несли барщину или оброк (повинности). С 1 янв. 1883 г. все наделы подлежали обязательному выкупу.

Всероссийский рынок – устойчивые торгово-экономические связи между отдельными областями государства. Зарождение относится к XVII в. В России при простом товарном производстве через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к обмену и структуре общественных потребностей. Окончательно сложился во 2-й пол. XIX в.

Западничество - направление русской общественной мысли сер. XIX в. Западное влияние на Россию начинается в сер. XVII в. Как течение русской мысли оформляется в сер. XIX в. Основные черты: 1. Выступают за развитие России по западноевропейскому пути; 2. В самодержавии видят и притеснительную силу, и "петровский" элемент как фактор дальнейшего сближения с Европой на основе безусловного признания общечеловеческих начал права, науки и личности; 3. Поклонение Петру оборачивалось признанием благотворности насилия; 4. Критика крепостничества и теории "официальной народности". Западничество представляли П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин, А.И.Герцен. Органы: "Отечественные записки", "Современник", "Русский вестник". С конца 40-х гг. XIX в. разошлись с революционными демократами - Герценом, Огарёвым, Белинским. После 1861 г. вместе со славянофилами были в лагере либерализма.

Земство (земские учреждения) - выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). В России введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, местным самоуправлением.

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) инвестиции.

Кадетские корпуса - в 1732-1917 гг. закрытые средние военно-учебные заведения для детей офицеров. Предназначались для подготовки к гражданской и военной службе.

Казачество - военное сословие в дореволюционной России в XVIII - нач. XX вв. В XVI-XVII вв. казаки - вольные люди, не облагавшиеся налогами, нёсшие военную службу в пограничных регионах. Казачество принимало активное участие в народных восстаниях на Украине в XVI-XVII вв., крестьянских войнах в России в XVII-XVIII вв. Казаки участвовали во всех войнах России XVII-XX вв. В начале XX в. существовали Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачьи войска.

Консерватизм - направление общественной мысли, оформившееся к сер. XIX в. и ориентированное на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицания изменений, реформ. Почти всегда сопровождался углублённой религиозностью. В правление Николая I получил оформление в теории "официальной народности" - "самодержавие, православие, народность". В период подготовки "великих реформ" Александра II был представлен рядом чиновников и общественных деятелей - проекты по крестьянской реформе М.П.Погодина, П.А. Валуева, М.П. Позена. К нач. XX в. консерватизм нашёл отражение в ряде монархических партий.

Конспирация– методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности.

Конституция Царства Польского (1815 г.). По решению Венского конгресса часть герцогства Варшавского отошла к России и получила название Царства Польского. По настоянию Александра I Венский конгресс принял постановление, по которому государства, получившие часть Польши, обязаны были дать им конституционное устройство. В силу этого была выработана Конституция, которую в 1815 г. Александр I утвердил. В 1818 г. по конституции был открыт первый сейм, которому принадлежала законодательная власть. Наместником был брат царя, Константин. Таким образом, завоёванная страна получила учреждения более свободные, чем страна-завоевательница.

Либерализм - как течение общественной мысли и общественное движение появляется на Западе в начальный период развития капитализма. Носителем либеральных идей на Западе становится буржуазия. Таким образом, либерализм - это буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм - это идеология, отстаивающая индивидуальную свободу человека и исходящая из того, что государство должно как можно меньше вмешиваться в личную жизнь гражданина.

Масонство – нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII в. в виде закрытой организации; буквальный перевод этого названия — вольный каменщик. В России появилось под влиянием западной моды в 30-е гг. XVIII в. Характеризовалось отсутствием национальной окраски и признаков общественных потребностей, стремлением связать масонские идеалы с преобразовательной деятельностью Петра I. В 1740-е гг. начинается вовлечение в ложи русской знати (И.П.Елагин, Р.Воронцов), деятелей просвещения (А.П.Сумароков). В царствование Екатерины II возникает «нравственное масонство», выступившее как форма борьбы со «злонравьем»; занималось, в основном, религиозно-нравственным воспитанием. В 80-90-е гг. XVIII в. возникает «научное масонство», которое было связано с приобщением к «сокровенным» наукам, благотворительностью. В Москве была основана ложа «Гармония» (Н.Трубецкой, Н.Новиков, М.Херасков и др.). В 1782 г. последовал указ Екатерины II о запрещении тайных обществ, однако в XIX в. масонство еще шире распространилось в России.

Мировой посредник – должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками.

Мировой судья – после судебной реформы 1864 г., а также в 1912-1917 гг. – судья, выбираемый или назначаемый для разбора мелких дел и выносящий решение единолично.

Монополия – крупное объединение, возникшее на основе концентрации промышленного производства и капитала с целью установления господства в какой-нибудь области хозяйства и получения максимальной прибыли.

«Народная воля» - наиболее крупная и значительная народническая организация (1879 г., Петербург). Программа: уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, демократические свободы, передача земли крестьянам. Во главе стоял Исполнительный комитет (А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская и др.). В 1879-1883 гг. - отделения в 50 городах, насчитывала около 500 человек, несколько тысяч участников движения. Основная деятельность - пропаганда, террор (8 покушений на Александра II). С 1881 г. - кризис, попытки возродить в 80-е гг. неудачны.

Народничество - идеология и движение русской интеллигенции во второй половине XIX в., которое выражало интересы российского крестьянства.. Доктрины народничества при всех различиях сходны в главном - они являются отражением докапиталистических и догосударственных ценностей крестьянства: идеализация общины, неприятие капитализма, критика крепостничества, аполитизм, абсолютизация сильной личности. Самодержавие должно быть свергнуто путём народной революции. Вера в раскрывающиеся возможности народа, как только он станет свободным. Народничество - это разновидность крестьянской общинной социалистической утопии. Родоначальники - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский; идеологи - М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв. Основные народнические организации 60-80-х годов: "ишутинцы", "чайковцы", "Земля и воля", "Народная воля", "Чёрный передел". Со второй пол. 80-х гг. растёт влияние либерального народничества - Н.К.Михайловский.

Негласный комитет (Интимный комитет) - неофициальный орган при императоре Александре I из его молодых друзей в составе: граф В.П.Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородко Н.Н.Новосильцев, граф П.А.Строганов, князь Адам Чарторыйский. Негласный комитет регулярно собирался и давал советы Александру I по всем важным вопросам: восстановлена Жалованная грамота дворянству, в 1801 г. запрещена раздача населённых имений. Ставится задача подготовить умы к упразднению крепостного права. 12 декабря 1801 г. издан указ - людям всех свободных сословий (купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне) можно приобретать землю без крестьян. 20 февраля 1803 г. вышел указ о свободных хлебопашцах, который предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землёй по обоюдному согласию помещиков и крестьян. В 1803 г. вводилось бесплатное обучение в приходских училищах. Были созданы пять университетов - Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Харьковский, Казанский (1804 г.), в 1819 г. педагогический институт преобразован в Петербургский университет.

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Распространяется в кризисные эпохи. В России термин связывается с распространением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862) и публицистическими выступлениями Д.И.Писарева (1840 - 1868): « Вот ультиматум нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится; что разрушится вдребезги - то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть».

Община - традиционная основная форма организации труда в русской деревне. В организационном плане - это один из трех главных институтов русской сельской жизни; легальное учреждение, связанное коллективным соглашением о распределении среди ее членов земли и налогов. В начале XX в. 77,2% сельских дворов в 50 европейских губерниях России были общинными. П.А.Столыпин считал общину главной причиной неудовлетворительного состояния сельского хозяйства в России, а А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский считали крестьянскую общину основой развития социалистических отношений в России. В советское время идея общинности нашла воплощение в колхозах.

Обыватели - в России до 1917 г. официальное название городского сословия граждан. К обывателям относились почётные граждане, купечество, мещане, ремесленники.

Освобождение остзейских крестьян (1816-1818) - по предложению местных феодалов были выработаны положения об освобождении крестьян Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, т.е. западных российских провинций. Остзейские крестьяне получили личную свободу, но освобождены были без земли. Поземельные отношения устанавливались лично между ними и землевладельцами.

Патернализм – покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным.

Пропаганда – распространение и углубленное разъяснение каких – либо идей, учений, знаний.

Русификация – направление в национальной политики, проводимой официальной властью России в 80-90 -е гг. XIX в. и в начале XX в. и нацеленной на подавление национальных культур, разжигание межнациональной розни, насильственное навязывание русского языка не только для всех государственных, но и для общественных учреждений.

«Священный Союз» - военно-политический союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и ряд европейских государств. Инициатива в создании Союза принадлежит Александру I. Монархи обязались пребывать в вечном мире; в политических отношениях руководствоваться заповедями любви, правды и мира. Однако, очень скоро союзники Александра воспользовались этим союзом в практических целях. Обязанность государей помогать друг другу была истолкована так, что государи должны вмешиваться во внутренние дела других государств и поддерживать в них законный порядок (особенно эту линию проводила австрийская дипломатия во главе с Меттернихом). Фактически это вылилось в подавление революционных и национально-освободительных движений. Священный Союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821), Пьемонте (1821) и французскими войсками в Испании (1820-1823). Противоречия между европейскими державами и развитие революционных движений расшатали Священный Союз, и в начале 30-х годов он фактически распался.

Сенат - в России в 1711 - 1917 гг. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору, учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Состав его определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех классов по Табели о рангах и возглавлялся генерал-прокурором. В Сенат по должности входили министры, их товарищи (заместители министров), обер-прокурор Синода. Состоял из 6 департаментов.

Синод - один из высших государственных органов в России 1721-1917 гг. Введенный Петром I вместо упраздненной должности патриарха, ведал делами Православной церкви. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. - совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Славянофильство - направление русской общественной мысли сер. XIX в. Основные черты:

1. Выступали за отличный от европейского путь развития России на основе ее самобытности.

2. Очищенное от крепостнического и чиновничьего «средостения» самодержавие наряду с православием и общинностью служило залогом русской самобытности.

3. Славянофилы были решительными противниками насилия не только по отношению к обществу, но и к монархической власти, ставя на одну доску и деспотизм Петра, и западный конституционализм. Основные представители: И.С. и К.С.Аксаковы, А.И.Кошелев, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, В.А.Черкасский. Издания: «Русская беседа», «Сельское благоустройство». Однако, между славянофилами и западниками было много общего. Они были едины в критике николаевской системы, сочувствии к порабощенному классу, в отстаивании политических свобод. Общие черты в движении западников и славянофилов:

1. Находились в оппозиции к царской бюрократии.

2. Выражали общее стремление к ликвидации крепостного права, свободе совести, слова, гласности.

3. Основывали свои ожидания на прецеденте русской истории (Московская Русь, Петровская Русь).

4. Видели в правительстве потенциального союзника, способного стать во главе преобразований.

5. Соприкасались с официальной идеологией.

Сословия- замкнутые группы, которые обладали разными правами и обязанностями, имели разное юридическое положение. Сословная принадлежность передавалась по наследству, и переход из одного сословия в другое сословие был усложнен.

В России существовали следующие сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество. К привилегированным сословиям относились: дворянство (главная привилегия - владение крепостными; не применялись телесные наказания; существовал особый суд и порядок производства; преимущественное право занятия государственных должностей и получения образования) и духовенство.

Террор – применение крайне жестоких мер политического запугивания, устрашения, вплоть до физического уничтожения противника.

Унификация - приведение чего-либо к единой норме, единой форме, к единообразию.

Уставные грамоты – документы, устанавливающие количество земли, предоставляемое помещиком сельской общине в постоянное пользование временнообязанных, и размер повинностей, причитающихся ему за это.

«Хождение в народ» - массовое движение молодёжи, придерживающейся народнических взглядов, в провинцию. Получило массовый характер весной 1874 г.

Ценз– установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов государственной власти. Наиболее распространены цензы избирательные: имущественный, оседлости, грамотности.

Тема VII







Сейчас читают про: