Проблема как форма научного познания. Проблемные ситуации в науке

Особенности современного социально-гуманитарного познания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

Необходимо прежде всего уяснить, что наука опирается на тот факт, что и природа и общество в своем развитии опирается на действие законов. Вам следует уяснить, что закон отражает общие, существенные, устойчи­вые, необходимые и объективные связи. При этом они условно приблизи­тельно охватывают универсальную закономерность природы, которая вечно движется и развивается. Только осознав сущность и главное необходимость этих связей, человек осмысливает и понятие свободы. Не следует забывать, что будучи универсальными эти законы имеют общие черты как в развитии природы так и общества. Общие:

Они действуют независимо от наших знаний, воли и полезности или

вредности их действия;

Человек способен лишь отражать своим сознанием эти законы, но создавать их или уничтожать не может.

Их отличие заключено в следующем:

Законы общества в отличии от законов природы имеют историю своего

существования, т. е. они появляются лишь с появлением общества, в то

время как в природе они также вечны как сама природа;

В природе действие законов носит стихийный характер, а в обществе они проявляют себя через осознанную деятельность модели.

Познав законы природы человек использует эти законы в своей прак­тической деятельности.

Уяснив сходство и отличие законов развития природы и общества Вы сумеете выяснить особенности возникновения и становления общества как части природы, как социального организма со своими объективными зако­нами возникновения, становления, развития и перехода на более высокую стадию этого исторического развития.

1) Объект социально-гуманитарного познания – человеческая жизнедеятельность(сознание, воля, интересы, идеалы);

Предмет соц-гум. Науки неповторимые процессы, явления человеческой жизни

2) Единство объективного и субъективного (эмоциональное и рациональное);

Объективное знание о субъектном мире – проблематично.

3) Неразрывная связь социально-гуманитарного познания с ценностями => отделить ценности от знаний о мире.

Какие ценности, такая и реальность.

4) Социально-гуманитарное познание направлено на проявление смысла и цели существования.(альтернатива о познании).

5) Диалогичность соц-гум. Познания.

6) Текст – первичная данность вселенной гуманитарной дисциплины.

Проблема – это вопрос, содержащий открытую альтернативу. С развитием научного познания – проблема стала рассматриваться как следствие рассогласования, противоречия и неполноты знания или как «знание о незнании».

Проблемная ситуация – это объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате неполноты и ограниченности.

1) Расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными;

2) Конфронтация теорий, применяемые к одной предметной области, по разным параметрам;

3) Столкновение парадигм, исследовательних программ, стилей вложенному в произведение смыслу. Эта задача особенно актуальна в искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: