Понятие научной теории. Структура научной теории

Понятие науки. Наука как вид знания, познавательная деятельность и социальный институт.

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

Литература

1. Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издатель­ство "Манускрипт", 1993.

2. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. - М.: Юристь, 1999.

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.:

Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. Н.А Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. - М.: Юридическая литература, 1984.

к зачету по “Истории и методологии науки»

Наука - это не только деятельность конкретного человека или группы людей, наука выступает как некоторое индивидуальное, надличностное явление. Речь идет о научных традици­ях, в рамках которых работает ученый. Наука — это деятель­ность, которая возможна только благодаря существованию той или иной традиции, в рамках которой эта деятельность осущест­вляется.

Анализ науки как традиции и как деятельности — это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выде­ляет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представ­ление о науке.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на про­изводство нового знания, и как традицию, важно принять во вни­мание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализи­руя закономерности развития научного знания, обязана учи­тывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяют­ся все компоненты научной деятельности, в т.ч. изучаемые объекты.

Наука как познавательная деятельность. Всякая челове­ческая деятельность представляет собой процесс целесообраз­ного изменения какого-либо предмета с помощью специальных средств. Особенность научной познавательной деятельности определяется ее целями, результатом, средствами, предметом и способом действия.

Научная познавательная деятельность является продуктив­ной в отличие от репродуктивной. Последняя представляет со­бой повторение и воспроизведение уже ранее полученного ре­зультата. Таково в основном серийное массовое производство материальных благ. Продуктивная деятельность существует в разных сферах жизни. Это может быть и материальная произ­водственная деятельность (технические изобретения),и деятель­ность по производству духовных ценностей (искусство, религия), деятельность по производству социальных качеств (воспитание и образование) и деятельность по производству социальных отношений (мораль, политика и право). Научная деятельность есть продуктивная деятельность, результатом которой является уникальный продукт — новое знание о мире. Целью познания является решение какой-либо задачи, проблемы.

Наука как социальный институт. Социальный институт науки включает в себя научные организации, научные сооб­щества, школы, систему общения и коммуникации между уче­ными, способы трансляции научных знаний (от рукописных из­даний до современного компьютера) и взаимодействия между научными сообществами. Академии наук, институты, научные ассоциации, конференции, публикации, организованные дис­куссии относятся к сфере социального института. Этот аспект науки, в отличие от других наук, теснее связан с жизнью общества, культурой, политикой.

2. Критерии научности знания: предметность.

Под предметностью научного знания по­нимается то, что, во-первых, это знание относится к какой-то реальности (предмету), существующей независимо от знания, а, во-вторых, существует способ, каким предмет может быть оп­ределен, выявлен, выделен из объективной действительности. Данный критерий позволяет отличить научное знание от тех типов ненаучного знания, предмет которых определяется самим знанием, зависит от него. Например, в религии утверждение, что «Бог есть», относится к тому, что утверждается, а не к тому, что существует независимо от этого утверждения.

3. Критерии научности знания: объективность.

В классической науке объективность знания есть требование, согласно которому в содержании зна­ния не должно быть отражено присутствие человека в мире как существа познающего и знающего этот мир. Можно сказать,что объективное знание — это знание бес-человечное, это знание, содержание которого не зависит от существования человека в мире. В неклассическом естествознании и гуманитарных науках можно всегда (или почти всегда) найти «следы» присутствия человека в мире. В этих формах знания отражены объективно существующие ценности человеческого бытия, культура обще­ства, в котором живет человек.

4. Критерии научности знания: истинность.

Данный критерий состоит в утверждении необходимости соответствия знания предмету объективной ре­альности. Истинность знания требует наличия определенных способов установления соответствия знания и действительности. Эти способы могут быть как логическими, так и опытными, эмпирическими. Истинность знания означает также, что наряду с истинными, существуют и ложные знания, не соответствующие действительности.

5. Критерии научности знания: обоснованность.

Согласно данному критерию всякое научное знание должно иметь свои основания. Эти основания могут быть как логическими, так и эмпирическими. Мы говорим об опыте, о фактах опыта как об основаниях того или иного науч­ного утверждения или понятия. Утверждения могут быть основаны и на логических доказательствах. Кроме указанных видов оснований, существуют такие основания, как идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира и философское мировоззрение.

6. Критерии научности знания: верифицируемость.

Верифицируемость означает проверяемость знания. Верифицируемость предполагает, с одной стороны, наличие определенных эмпирических способов уста­новления соответствия знания действительности, а с другой — логические методы проверки достоверности знания. Отсутствие таковых является необходимым, хотя и недостаточным основа­нием для квалификации знания как ненаучного. Ведь со време­нем могут найтись такие способы проверки знания и тогда оно может перейти в разряд научных.

7. Критерии научности знания: фальсифицируемость.

Данный критерий в известном смысле противоположен предыдущему и заключается в требо­вании опровергаемомости научного знания. Фальсифицируемость знания означает, что существуют такие опыты, которые проти­воречат, например, данной теории. Кроме того,возможна..теоретическая критика имеющегося знания. В единстве с критерием верифицируемости фальсифицируемость требует от научной теории определения границ своей применимости и истинности. Таким образом, в науке необходимо говорить о том, что та или иная научная теория является верной, истинной, объективной в границах определенного круга явлений и закономерностей, но «не работает» за пределами этих границ. За этими пределами правильной будет уже другая научная теория.

Следует отметить, что перечисленные критерии были выявлены, прежде всего, в результате анализа материала по исто­рии естественных наук. Гуманитарные науки, особенно в XX в., показали ограниченность указанных критериев. Прежде всего, это касается объективности. Так, в гуманитарных науках знание не может не зависеть от факта существования человека, чело­вечества. Ясного и общепринятого понимания объективности гуманитарного научного знания пока не сформулировано.

В современной науке наиболее развитой и сложной формой системного знания является научная теория.

Под теорией понимается система научного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область. Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно.

Она включает в себя а) исходные принципы, аксиомы, б) общие законы, в) совокупность идеализированных объектов и соответствующих им понятий, г) совокупность правил вывода и приемов доказа­тельств, д) совокупность выведенных в теории утверждений о предметах действительности, е) эмпирическую основу в виде фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: