double arrow

Народничество: основные идеи, этапы, тактические направления


Главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом «самобытном» пути развития Рос¬сии к социализму, минуя капитализм. Идея общинного социализма развита Н. Г. Чернышевским. Для него община — патриархальный инс1итут русской_жизни, которая призвана сначала вы¬полнить роль «товарищеской формы производства» параллельное капиталистическим производством. Затем она вытеснит капитали¬стическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное произ¬водство и потребление. После .этого община исчезнет как форма производственного объединения.

В 70-е годы преобладающее значение имело революционное народничество. Под народничеством в то время понимали стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяго¬ты народных масс, в первую очередь, крестьянства.

Как общественное направление народничество стало складываться~в конце 60-х — начале 70-х годов, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социаль¬ных проблем может быть достигнуто революционным путем и си¬лами народных масс, руководимых революционной организацией. Главными идеологами народничества явились Михаил Баку¬нин (МБ)(1814—1876), Петр Лавров(ПЛ) (1823—1900) и Петр Ткачев(ПТ) (1844— 1885). )




МБ был против идеи завоевания политических свобод как буржуазных и выгодных одной буржуазии. По его мнению, необхо¬димо вести борьбу не за политические, а социальные свободы. Любой форме государства он противоставлял принцип «федерализма».

Лавров разделял тезис МБ о “социальной революции”, которая “выйдет из деревни, а не из города”, но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллиген¬ция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда раз¬личие между “бунтарской” и "пропагандистской” тактикой Баку¬нина и Лаврова.

Глав¬ным движущим фактором развития цивилизации ПЛ считал силу научного познания и передовых идей. Носителем этих знаний и идей является — интеллиген¬ция.

ПТ полагал, что переворот в России должен быть осущест¬влен не посредством крестьянской революции, а путем захвата вла¬сти группой революционеров-заговорщиков. Для этого необходима крепко сплоченная и строго закон¬спирированная организация.

Основные программ¬ы: 1) ликвида¬ция остатков крепостничества в экономическом, социальном и по¬литическом строе России революционным путем, 2) главной дви¬жущей силой революции должно явиться крестьянство, 3) кресть¬янская революция не только сметет самодержавие и остатки кре¬постничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утвер-ждение в России капитализма, 4) базисом социализма станет кре¬стьянская поземельная община, 5) организующей-силой крестьян¬ской революции явится “революционная партия” шмелась в виду революционная организация народников.



“Хождение в народ” лето в 1874 г. Толчком к походу “в народ” послужил тяжелый голод 1873—1874 гг, и Сред¬нем Поволжье. мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но воспринимал настороженно, а порой и враждебно призывы бунто¬вать против царя. Полиция легко вылавливала пропагандистов.

“Хождение в народ” в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами. В итоге они пришли к заключению, что надо заме¬нить “летучую пропаганду” планомерной, систематической рабо¬той в деревне, поселиться в ней и начать с бесед о повседневных, насущных, бытовых нуждах крестьян, исподволь внушая им в дос¬тупной для них форме свои идеи.Снова молодые люди, оставив семьи, университеты оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному,столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Это было “второе хождение в народ”. Успех “второго хождения в народ” также был невелик. Только небольшая прослойка выходцев из народа, как например, крестья¬нин Желябов, рабочие Халтурин и Алексеев, нашла общий язык с народниками. Они стали впоследствии актив¬ными участниками народнических и рабочих организаций.







Сейчас читают про: